№ 3, март 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Как увеличить фондоотдачу основных средств на предприятии?

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

С.В. Манина, ведущий экономист

Основные средства имеют огромное значение для эффективной работы предприятия. Степень их использования, уровень оборачиваемости основного капитала характеризуются показателем фондоотдачи, который позволяет определить, насколько эффективно основные средства используются в производстве, какой получен доход с каждого рубля, вложенного в основные производственные фонды. Повышение качества их использования (увеличение фондоотдачи) — это рост объема производства продукции, снижение ее себестоимости и, как следствие, увеличение рентабельности капитала, прибыльности бизнеса.

При устойчивом спросе на выпускаемую продукцию повышение эффективности использования основных фондов и уменьшение степени их износа можно обеспечить способами, представленными на схеме.

При нестабильной экономической ситуации, снижении объемов выпуска и реализации продукции загрузка оборудования основных и вспомогательных цехов неизменно уменьшается. Имея на балансе неиспользуемые здания и помещения, оборудование, станки, инструмент, транспортные средства, организация вынуждена нести немалые затраты, связанные с уплатой налога на имущество и налога на землю, содержанием помещения и территории, начислением амортизации, обслуживанием основных средств и выплатой заработной платы персоналу, осуществляющему его. Руководству организации необходимо своевременно принимать все меры, необходимые для того, чтобы основные фонды, состоящие на ее балансе, функционировали и приносили реальную финансовую отдачу.

Максимизировать использование собственных средств и имущества и соответственно повысить фондоотдачу в условиях спада объемов основного производства можно посредством:

  • освоения новых направлений деятельности;
  • предоставления в аренду свободных площадей офисных и складских помещений, подъемно-транспортного оборудования, спецтехники, станков и инструментов;
  • оказания различных производственных услуг сторонним организациям и физическим лицам на незадействованном оборудовании основного и вспомогательного производств.

В структуру многих предприятий входят такие вспомогательные подразделения, как ремонтно-механический цех, энергетический цех, транспортная и другие службы, услуги которых могут быть предложены на потребительском рынке. После принятия управленческого решения о диверсификации направлений деятельности руководству предприятия необходимо организовать процесс оказания производственных услуг сторонним организациям и физическим лицам.

С этой целью следует создать общую информационную базу, содержащую сведения об основных фондах предприятия, доступную для всех подразделений, провести анализ степени загрузки указанных фондов, маркетинговые исследования по изучению спроса и предложения на рынке  аналогичных производственных услуг, определить предполагаемую прибыль от реализации. Кроме того, необходимо разработать действенную систему мотивации деятельности, направленной на повышение эффективности использования основных фондов и увеличение рентабельности капитала.

Освоение дополнительных видов деятельности включает следующие этапы:

1. Создание рабочей комиссии для реализации принятого решения.

В состав комиссии следует включить:

  • главного инженера;
  • главного механика, главного энергетика и других технических специалистов;
  • главного бухгалтера или представителей бухгалтерии, ответственных за ведение бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов;
  • начальников цехов и служб предприятия;
  • работников планово-экономической и юридической служб.

Комиссия должна решить следующие задачи:

  • оценить техническое состояние, целесообразность и эффективность использования основных фондов предприятия;
  • определить круг лиц, ответственных за реализацию управленческого решения, и их полномочия;
  • поставить перед каждым структурным подразделением задачи и разработать программу действий по повышению фондоотдачи каждой единицы основных фондов.

2. Проведение инвентаризации основных средств, состоящих на балансе субъекта хозяйствования.

3. Составление на основании результатов инвентаризации актов о техническом состоянии каждого из осмотренных основных средств.

При выявлении морального или физического износа объекта основных средств комиссии следует составить акт на его списание с бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4. Составление перечня оборудования, инструментов и других основных средств, которые находятся в рабочем состоянии, с указанием их принадлежности подразделениям и материально ответственным лицам. К такому перечню прилагаются технические характеристики оборудования (мощность, производительность и др.). С перечнем необходимо ознакомить руководителей подразделений. Одновременно руководители основных и вспомогательных цехов и служб предприятия определяют потребность в основных средствах.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (177), март 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.