№ 6, июнь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Формирование организациями-монополистами цен на производимые товары

Рубрика «Ценообразование»

Г.И. Кевра, кандидат экономических наук, доцент БГТУ

Нормами национального законодательства производство и реализация товаров (работ, услуг) хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках (далее — организации-монополисты), отнесены к сфере применения регулируемых цен (тарифов) (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»; в ред. от 11.07.2014, далее — Закон № 255-З).
Организационные и правовые основы регулирования деятельности организаций-монополистов определяет Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон № 94-З), основные положения которого направлены на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков республики на современном этапе ее развития.

С 3 августа 2018 г. вступят в силу изменения и дополнения, внесенные в Закон № 94-З Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З. В частности, в новой редакции Закона № 94-З:
1. сделан акцент на превентивных мерах реагирования антимонопольного органа на возможные нарушения антимонопольного законодательства (предостережение, предупреждение);
2. в два раза увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов и выручки, при превышении которых требуется получение согласия антимонопольного органа на осуществление экономической концентрации;
3. предусмотрен ряд дополнительных мер, направленных на более эффективное пресечение злоупотреблений в отношении потребителей и конкурентов, оперативное реагирование на необоснованное повышение цен, ограничение конкуренции на рынке:
– снижен порог, при котором хозяйствующие субъекты признаются доминирующими;
– введена альтернатива применения методов для выявления монопольно высокой (низкой)
цены;
– закреплены применяемые на практике нормы о монопсоническом положении и установлен
запрет на монопсонические цены при закупке товара;
– расширена сфера действия Закона № 94-З в отношении некоммерческих организаций (сою-
зов и ассоциаций);
4. детализирован перечень форм недобросовестной конкуренции (например, установлены запре-
ты на введение в заблуждение относительно места нахождения производителя товара, копирование
или имитацию фирменного стиля);
5. гармонизированы с Договором о Евразийском экономическом союзе подходы к запретам на картельные соглашения, действия и иные соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции;
6. установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции при закупках товаров;
7. впервые предусмотрены отдельный процессуальный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, принятия решений, выдачи предписаний, их разъяснения, порядок и сроки обжалования решений и действий антимонопольного органа.
В настоящее время Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) уже начало работу по приведению актов законодательства в соответствие с новой редакцией Закона № 94-З.

ВКЛЮЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОРГАНИЗАЦИЙ-МОНОПОЛИСТОВ

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Государственный реестр), — это перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и (или) имеющих право на ее осуществление на территории Республики Беларусь и занимающих доминирующее положение на товарных рынках по определенной товарной позиции.
Включение в него хозяйствующего субъекта осуществляется на основании установления его доминирующего положения на товарном рынке в установленном законодательством порядке.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (180), июнь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.