№ 6, июнь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Рекламная игра: особенности учета

Рубрика «Управление затратами и их учет»

С.Н. Козырев, кандидат экономических наук, DipIFR, консультант ООО «Аудиторский центр "Эрудит"»

Организации проводят рекламные игры в целях увеличения продаж, поддержания интереса к товарам, расширения целевой аудитории. Такие мероприятия пользуются всё большей популярностью. В статье рассматриваются особенности налогообложения и бухгалтерского учета при проведении рекламных игр Республике Беларусь.


ОТРАЖЕНИЕ РЕКЛАМНОЙ ИГРЫ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
Сведения о рекламной игре могут распространяться в средствах массовой информации посредством рекламных роликов. Такой ролик является  аудиовизуальным произведением. Имущественные права в отношении таких объектов интеллектуальной собственности, как объекты авторского права, включая литературные, драматические, музыкально-драматические, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические и иные произведения, компьютерные программы, базы данных или их экземпляры, приобретенные по лицензионным (авторским) договорам или иным основаниям, предусмотренным законодательством, и др., относятся к нематериальным активам.

Для того чтобы рекламный ролик можно было принять к учету в качестве нематериального актива, он должен отвечать критериям, которые определены в п. 4 Инструкции № 25 (см. схему). При этом нормативный срок службы объектов нематериальных активов и принимаемый равным ему срок полезного использования используемых в предпринимательской деятельности объектов нематериальных активов определяются исходя из времени их использования (срока службы), устанавливаемого патентами, свидетельствами, лицензиями, соответствующими договорами и другими документами, подтверждающими права правообладателя.

В случае если предполагаемый период использования рекламного ролика составляет менее 12 месяцев, затраты на его приобретение (создание) признаются расходами организации.Согласно п. 32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.
Как правило, затраты на приобретение (создание) рекламного ролика сложно соотнести с доходами определенного периода. Следовательно, их следует признавать в том периоде, в котором они произведены. Поскольку трансляция рекламного ролика направлена на увеличение сбыта товаров, работ, услуг, рассматриваемые затраты отражаются в составе расходов на реализацию и учитываются при налогообложении прибыли.
Согласно подп. 3.5 ст. 31 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) не признаются реализацией передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав потребителю рекламы при отсутствии оплаты или иного встречного исполнения обязательства, если указанные товары (работы, услуги), имущественные права являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования (за исключением рекламных услуг, оказываемых рекламодателям), а также передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры. Эта норма применяется в тех случаях, когда победителю рекламной игры передается в качестве приза имущество.
Передача денежных средств в качестве приза также не является объектом обложения НДС, поскольку деньги не относятся к товарам (п. 3 ст. 93 НК).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (180), июнь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.