№ 2, февраль 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Новое в таможенном регулировании в 2019 году

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

Н.А. Михайлов, экономист

В январе 2019 г. вступили в силу два документа, которые существенно изменили  порядок таможенного регулирования:

  • с 1 января 2019 г. начала действовать новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК);
  • с 8 января 2019 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее — Указ № 490).

Рассмотрим наиболее важные положения этих документов.

 

1 Установлен пресекательный срок для взыскания задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами.

Нормы Указа № 490 в значительной степени перекликаются с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7). В частности, подп. 5.4 Декрета № 7 установлен 5-летний пресекательный срок, по истечении которого взыскание таможенных и иных платежей, пеней, процентов не производится. Указ № 490 содержит аналогичное положение.

 

? Белорусская организация в 2013 г. воспользовалась льготой по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, предусмотренной Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее — Декрет № 6), при помещении транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В декабре 2013 г. она сдала это транспортное средство в аренду другой организации, что противоречит нормам Декрета № 6. Данный факт таможенный орган обнаружил в феврале 2019 г. Будет ли он принудительно взыскивать образовавшуюся задолженность?

В рассматриваемом случае товар (т. е. транспортное средство) в соответствии с подп. 1.1 ст. 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС)[1] имеет статус условно выпущенного, т. к. подп. 1.9 Декрета № 6 установлены ограничения по его использованию и распоряжению им. Соответственно, с декабря 2013 г. организацией не исполнена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС.

В то же время в соответствии с Указом № 490 взыскание таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, процентов, пеней не производится, если требование об их уплате, решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки не предъявлено в течение 5 лет со дня наступления срока их уплаты. Таким образом, предельный срок вынесения решения о взыскании задолженности, образовавшейся в связи со сдачей транспортного средства в аренду, составляет 5 лет и в рассматриваемом случае превышен. Следовательно, у таможенного органа отсутствуют основания для принудительного взыскания образовавшейся задолженности.

 

2 Установлен пресекательный срок для проведения таможенного контроля.

В соответствии с п. 33 Особенностей таможенного регулирования, утвержденных Указом № 490 (далее — Особенности), таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в пп. 7–15 ст. 14 ТК ЕАЭС (т. е. тех, при наступлении которых товары снимаются с таможенного контроля). В то же время таможенный контроль в форме выездной таможенной проверки может проводиться до истечения 5 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в пп. 7–15 ст. 14 ТК ЕАЭС, в случаях проведения проверки:

  • по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
  • по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
  • включенной в план выборочных проверок;
  • проводимой вне плана для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) выездной таможенной проверки либо в жалобе на решение таможенного органа (должностного лица таможенного органа), требование (предписание) об устранении нарушений, для изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судами по находящимся в их производстве делам, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения выездных таможенных проверок.
 

[1] Ранее — подп. 1 ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (188), февраль 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.