№ 2, февраль 2019

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Особенности определения размера ущерба при проверках и нанимателем

Рубрика «Управление затратами и их учет»

О.Н. Шикина, аудитор

В ходе проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — субъекты хозяйственной деятельности) контролирующими (надзорными) органами зачастую устанавливается вред (реальный ущерб), причиненный как государству, так и самим субъектам хозяйствования противоправными действиями должностных лиц.

Реальным ущербом признаются утрата или повреждение имущества, а также расходы, которые организация произвела или должна будет произвести в связи с причинением ущерба.

Порядок определения размера вреда установлен Положением о порядке определения размера вреда (в т. ч. реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001 (далее — Положение № 1001).

Иными законодательными актами, к которым относятся законы, декреты, указы, может быть предусмотрен другой порядок определения размера вреда (п. 19 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 14.01.2019); ч. 1 п. 1 Положения № 1001).

Ранее размер вреда определялся в соответствии с Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 № 39/69 (в ред. от 30.12.2011; далее — Инструкция № 39/69).

Инструкция № 39/69 использовалась исключительно в отношении выявленного при проверках вреда, причиненного имуществу государственных юридических лиц. В судебной практике ее применяли и при расчете размера ущерба, причиненного работником нанимателю (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (в ред. от 22.12.2005)).

Следует обратить внимание на то, что нормы Положения № 1001 применяются исключительно в том случае, если соблюдены два условия:

  •  проверка была проведена в организации в соответствии с Положением о порядке организации и проведении проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (в ред. от 14.01.2019; далее — Положение № 510);
  • по ее результатам выявлены противоправные действия должностных лиц организации, выражающиеся в нарушении актов законодательства Республики Беларусь.

Именно противоправность действий должностных лиц, выражающаяся в нарушении актов законодательства, является основанием для расчета сумм вреда по итогам проведенной проверки в соответствии с Положением № 1001, что определено п. 60 Положения № 510. При противоправном бездействии нормы Положения № 1001 не применяются.

Для подтверждения факта причинения вреда (реального ущерба), в т. ч.  конкретными лицами, по результатам проведенной проверки составляется акт проверки. Основные требования к его содержанию предусмотрены п. 60 Положения № 510.

Так, в акте проверки в случае установления факта причинения вреда (реального ущерба) должны быть указаны:

  • размер причиненного вреда (при его наличии);
  • описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;
  • должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства, и т. д.

В том случае, если в акте проверки не отражены ротивоправные действия должностных лиц организации, оснований для расчета сумм вреда по итогам проверки по Положению № 1001 нет.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ВРЕДА

Порядок определения размера вреда (в случае его выявления) предусмотрен п. 4 Положения № 1001.

Размер вреда рассчитывается как разница между двумя денежными оценками имущества, в т. ч.:

  • при недостаче — как разница между денежной оценкой имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и денежной оценкой его фактического наличия;
  • списании имущества сверх установленных норм (нормативов, лимитов) — как разница между денежной оценкой фактически списанного имущества и денежной оценкой имущества, подлежащего списанию в соответствии с актами законодательства;
  • излишней выплате (переплате) денежных средств — как разница между фактически выплаченными денежными средствами и денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства;
  • недоплате (недополучении) денежных средств — как разница между денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства, и денежными средствами, фактически выплаченными;
  • ухудшении характеристик имущества, в т. ч в случае его разукомплектования, повреждения, порчи, при которых экономически целесообразно восстановление характеристик имущества, — исходя из стоимости данного восстановления (в т. ч. ремонта, необходимого комплектования);
  • отчуждении имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с актами законодательства, — как разница между стоимостью, определенной в соответствии с актами законодательства, и стоимостью, по которой имущество было реализовано;
  • завышении (занижении) фактически оплаченной по сравнению с определенной в соответствии с актами законодательства (при их наличии) стоимости (цен, тарифов) товаров (работ, услуг) — в размере выявленного завышения (занижения).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (188), февраль 2019 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.