№ 6, июнь 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

О переводе работников на дистанционную работу

Рубрика «Юридическая консультация»

А.А. Пуп, магистр юридических наук, юрист-лицензиат

В условиях распространения инфекции, вызванной коронавирусом, нанимателю следует задуматься о том, как обеспечить безопасность, жизни и здоровья своих работников, не прерывая рабочий процесс. Одним из наиболее приемлемых вариантов является перевод работников на дистанционную работу. Он позволяет пережить неблагоприятный экономический период, не допустив приостановления деятельности организации и сохранив трудовой коллектив. Далее подробно рассмотрено, как правильно осуществить перевод работников на дистанционную работу.

 

ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ

Согласно ст. 307-1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) дистанционной считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий.

При такой организации труда наниматель не создает работнику рабочее место (в офисе или другом помещении), а работнику не нужно ежедневно посещать офис. В трудовом договоре обязательно должно быть указано, что работа является дистанционной. Местом заключения трудового договора, а также дополнительных соглашений об изменении определенных сторонами условий трудового договора является место нахождения нанимателя.

Необходимо обратить внимание на то, что, в отличие от работника-надомника, который трудится по месту своего жительства или в других помещениях по его выбору вне помещений нанимателя, работник, выполняющий дистанционную работу с использованием информационно-коммуникационных технологий, может делать это вообще в любом месте, где удобно ему самому.

Следует помнить о том, что на работников, выполняющих дистанционную работу, распространяется действие норм Трудового кодекса, в т. ч. касающихся продолжительности рабочего времени и времени отдыха, предоставления отпусков, гарантий и компенсаций и т. д.

Таким образом, лицам, работающим дистанционно и заключившим трудовой договор, предоставляются все социально-трудовые гарантии, предусмотренные законодательством о труде.

Требования к содержанию и условиям трудового договора соответствуют тем, которые предусмотрены ст. 19 ТК, с учетом особенностей дистанционного выполнения работы.

В соответствии со ст. 307-2 ТК заключение трудового договора с работником, выполняющим дистанционную работу, допускается только при личном присутствии такого работника.

Условия обмена между нанимателем и работником, выполняющим дистанционную работу, электронными документами или сообщениями в электронном виде (в т. ч. СМС-сообщениями, файлами и записями), содержащими письменные задания, иную информацию для исполнения трудовых обязанностей, результаты выполненной работы, заявления и объяснения работника, уведомления, приказы и иные документы нанимателя, связанные с изменением и прекращением трудового договора, определяются трудовым договором.

Письменные задания, иная информация для исполнения трудовых обязанностей, результаты выполненной работы, заявления и объяснения работника, а также иные документы, не требующие ознакомления работника под роспись, могут направляться путем обмена файлами с текстами документов в электронном виде.

Вместе с тем в случае необходимости ознакомления работника с документами под роспись работник, выполняющий дистанционную работу, может быть ознакомлен с ними путем обмена электронными документами или файлами с текстами этих документов в электронном виде с обязательным последующим направлением в течение двух рабочих дней работнику копий документов на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.

При необходимости изменения определенных сторонами условий трудового договорас работником, выполняющим дистанционную работу, дополнительные соглашения об этом могут заключаться путем обмена электронными документами либо при личном присутствии работника.

Если соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается путем обмена электронными документами, то наниматель обязан направить в течение двух рабочих дней со дня заключения соглашения работнику, выполняющему дистанционную работу, оформленный надлежащим образом экземпляр данного соглашения на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.

Ознакомление работника, выполняющего дистанционную работу, с приказом нанимателя о прекращении трудового договора осуществляется путем обмена электронными документами либо при личном присутствии работника. Если ознакомление работника осуществляется путем обмена электронными документами, наниматель в день прекращения трудового договора обязан направить работнику, выполняющему дистанционную работу, оформленную надлежащим образом копию приказа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.

В соответствии со ст. 307-3 ТК в целях обеспечения безопасных условий и охраны трудаработника, выполняющего дистанционную работу, наниматель обязан ознакомить работника, выполняющего дистанционную работу, с требованиями по охране труда при работе с оборудованием и средствами, предоставленными или рекомендованными нанимателем.

 

ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА РАБОТНИКОВ НА ДИСТАНЦИОННУЮ РАБОТУ

Для перевода работника, с которым уже заключен трудовой договор, на дистанционную работу необходимо внести в этот трудовой договор соответствующие изменения (дополнения) путем заключения дополнительного соглашения.

Инициатива относительно перехода на дистанционную работу может исходить как от работника, так и от нанимателя.

В том случае, если работник сам выражает желание работать дистанционно, ему следует обратиться к нанимателю с соответствующим заявлением. Его пример приведен далее.

 

 

Пример заявления работника с просьбой о переходе на дистанционную работу

 

 

Отдел продаж

 

Директору

ОАО «Дом сбыта»

Иванову И.И.

ЗАЯВЛЕНИЕ

29.05.2020

 

 

 

 

Прошу разрешить мне перейти на дистанционную работу в связи с распространением коронавирусной инфекции.

 

 

 

 

Специалист по продаже

Петров

П.П.Петров

 

 

В соответствии со ст. 32 ТК нанимателю предоставлено право в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности служащего (профессии рабочего), определенных в трудовом договоре. При этом наниматель обязан соблюдать порядок, предусмотренный ст. 32 ТК.

Поскольку законодательство о труде связывает наличие права на изменение существенных условий труда со строго определенными причинами (производственными, организационными, экономическими), то при переводе работника на дистанционную работу наниматель обязан представить доказательства, подтверждающие, что существенные условия труда меняются по обоснованным конкретным причинам. При отсутствии таких доказательств изменение существенных условий труда работника может быть признано незаконным и необоснованным.

При переводе не дистанционную работу необходимо подписать с работником дополнительное соглашение к трудовому договору

В него необходимо включить положение о том, что работа является дистанционной. Также следует предусмотреть:

  • условия обмена между нанимателем и работником электронными документами или сообщениями в электронном виде (в т. ч. СМС, файлами и записями), содержащими письменные задания, иную информацию для исполнения трудовых обязанностей, результаты выполненной работы, заявления и объяснения работника, уведомления, приказы и иные документы нанимателя, связанные с изменением и прекращением трудового договора;
  • указание на то, что работа является дистанционной;
  • порядок и сроки обеспечения работника необходимыми для исполнения трудовых обязанностей оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами;
  • порядок и сроки представления работником отчетов о выполненной работе;
  • размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование работником принадлежащих ему либо арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств;
  • порядок возмещения иных связанных с выполнением дистанционной работы расходов;
  • способы и периодичность рабочих контактов с нанимателем;
  • режим рабочего времени и времени отдыха работника (если он меняется) либо указание на то, что работник определяет этот режим самостоятельно;
  • условие об организации учета рабочего времени и времени отдыха, необходимости предоставления перерывов в течение рабочего дня.

По соглашению между работником и нанимателем в дополнительное соглашение к трудовому договору можно также включить условия:

  • об обязанности работника использовать при исполнении трудовых обязанностей оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства, предоставленные или рекомендованные нанимателем;
  • об обязанности нанимателя ознакомить работника с требованиями по охране труда при работе с оборудованием и средствами, предоставленными или рекомендованными нанимателем (если работник будет фактически использовать в работе такие оборудование и средства), а также другие обязанности нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Пример дополнительного соглашения к трудовому договору представлен далее.

 

 

Пример дополнительного соглашения к трудовому договору

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1

к контракту от 02.03.2020 № 54

 

29.05.2020                                                                                               г. Минск

 

Общество с ограниченной ответственностью «Дом сбыта» в лице директора Иванова Ивана Ивановича (далее — Наниматель), действующего на основании Устава, с одной стороны и Петров Петр Петрович (далее — Работник), с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение к контракту (далее — Соглашение) о нижеследующем:

1. Изложить п. 14 контракта в следующей редакции:

«На период с 01.06.2020 по 30.06.2020 Работник исполняет свои трудовые обязанности дистанционно вне места нахождения Нанимателя с использованием для выполнения работы и осуществления взаимодействия с Нанимателем информационно-коммуникационных технологий (далее — дистанционная работа).

Для выполнения дистанционной работы Работник использует ноутбук Нанимателя (ASUSК52J, s/n 123456789), на котором Наниматель обязуется установить все программы, необходимые Работнику для добросовестного исполнения своих трудовых обязанностей.

Стороны обязуются использовать служебную электронную почту Работника ([email protected]) для обмена электронными документами или сообщениями в электронном виде (в т. ч. файлами и записями), содержащими письменные задания, иную информацию для исполнения трудовых обязанностей, результаты выполненной работы, заявления и объяснения Работника, уведомления, приказы и иные документы Нанимателя, связанные с изменением и прекращением контракта.

Наниматель обязуется после обмена электронными документами или файлами с текстами этих документов в электронном виде направить Работнику в течение двух рабочих дней копии документов на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении, если Работника необходимо ознакомить с документами под подпись.

Письменные задания, иная информация для исполнения трудовых обязанностей, результаты выполненной работы, заявления и объяснения работника, а также иные документы, не требующие ознакомления работника под подпись, направляются Сторонами друг другу путем обмена файлами с текстами документов в электронном виде.

Работник должен лично присутствовать по месту нахождения нанимателя при заключении дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора, а также при ознакомлении с приказом нанимателя о прекращении трудового договора.

Режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается согласно подп. 10.1 контракта. 

Для обмена информацией и обеспечения контактов Стороны дополнительно используют телефонную связь, приложения Telegram, Viber.

Отчеты о выполненной работе Работник представляет один раз в неделю, в пятницу».

2. Остальные условия контракта остаются неизменными.

3. Соглашение составлено в двух экземплярах. Один экземпляр Соглашения передается Работнику, другой хранится у Нанимателя.

4. Соглашение вступает в силу с момента подписания и является неотъемлемой частью контракта.

 

Наниматель

Иванов   И.И. Иванов

Работник

Петров   П.П. Петров

 

 

На основании заявления работника и дополнительного соглашения к трудовому договору руководитель организации издает приказ (распоряжение) о переходе на дистанционную работу. Его пример приведен далее.

 

 

Пример приказа о переходе на дистанционную работу

 

Общество с ограниченной

ответственностью «Дом сбыта»

 

ПРИКАЗ

29.04.2020 № 74-к

г. Минск

 

О переходе на дистанционную работу

 

На основании ст. 307-1 Трудового кодекса Республики Беларусь в связи с распространением коронавирусной инфекции

 

РАЗРЕШИТЬ:

Петрову Петру Петровичу, специалисту по продаже отдела продаж, перейти на дистанционную работу на период с 01.06.2020 по 30.06.2020.

 

Основание:

1. Заявление Петрова П.П. от 29.04.2020.

2. Дополнительное соглашение к контракту от 29.04.2020 № 1.

 

Директор

Иванов

И.И.Иванов

 

 

С приказом ознакомлен

Петров

П.П.Петров

29.05.2020

       

 

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (204), июнь 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.