Введение ограничительных мер для предотвращения распространения коронавируса COVID-19 (объявление карантина, закрытие границ и т. п.) может привести к неисполнению договорных обязательств и, как следствие, неустойкам (штрафам, пеням). Из статьи вы узнаете о том:
- в каком порядке могут быть признаны неустойки;
- как штрафы и пени, уплачиваемые контрагенту, отражаются в бухгалтерском учете, а также учитываются при налогообложении налогом на прибыль;
- как они отражаются в бухгалтерском и налоговом учете получателя.
ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ НЕУСТОЕК (ШТРАФОВ, ПЕНЕЙ)
Неустойка — это денежная сумма, уплачиваемая контрагенту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения организацией взятых на себя договорных обязательств.
Существуют несколько способов уплаты (получения) неустойки.
1. Добровольное признание неустойки.
Стороны могут согласовать ее уплату устно, не прибегая к претензионному порядку урегулирования спора. Однако в этом случае для определения момента признания пени в учете согласие должника целесообразно подтвердить документально, например письмом.
Необоснованный отказ от уплаты неустойки или оставленная без ответа претензия дают контрагенту повод для обращения в суд.
2. Претензионный порядок урегулирования споров.
Законодательством предусмотрен досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Это означает, что прежде чем обращаться в суд, рассматривающий экономические дела,с иском о взыскании неустойки, необходимо предъявить должнику претензию — письменное предложение о добровольном урегулировании спора. Она направляется либо по юридическому адресу должника, либо по месту его нахождения[1].
Конкретные требования к содержанию и форме претензии, соблюдение которых является обязательным, перечислены в приложении к ХПК. Так, например, в претензии указываются:
- Ф.И.О. (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому (которым) она предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
- дата предъявления претензии;
- обстоятельства, на основании которых она предъявлена;
- доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
- сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
- банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
- перечень документов, прилагаемых к ней (пп. 1 и 2 приложения к ХПК, ч. 1 п. 12Постановления № 6).
Получатель претензии в течение месяца со дня получения должен ее рассмотреть и дать письменный ответ, который направляется заявителю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением либо вручается под роспись. Неустойка считается признанной на дату направления (вручения) положительного ответа (п. 6 приложения к ХПК).
Неполучение ответа на претензию в месячный срок не препятствует обращению ее заявителя в суд с иском.
3. Взыскание неустойки по решению суда.
После соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споровзаявитель претензии вправе обратиться в суд.
Неустойка может быть признана на основании судебного решения. Дата его вынесения указывается во вводной части решения суда (ч. 1 и 2 ст. 193 ХПК).
Копия судебного решения не позднее пяти дней со дня его принятия направляется сторонам (ч. 1 ст. 203 ХПК).
[1] Статья 2, абз. 5 ст. 151 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК), п. 1 приложения к ХПК; ч. 2 п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь; ч. 1 п. 12 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» (далее — Постановление № 6).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (205), июль 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.