№ 8, август 2020

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

10 вопросов об оплате труда работников коммерческих организаций

Рубрика «Заработная плата»

И.А. Козлитинова, экономист; Н.В. Свирид, экономист

Либерализация экономических отношений в Беларуси наряду с иными сферами затронула и оплату труда. Отменен ряд нормативных правовых актов, утратили силу утвержденные ими инструкции, положения и рекомендации. Далее подробно рассмотрено, как вследствие этого изменились подходы к определению тарифных ставок (тарифных окладов) работников коммерческих организаций.

 

Вначале следует перечислить наиболее значимые изменения в правовом регулировании оплаты труда, которые важно принимать во внимание.

Из Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее — Указ № 181) исключен пункт, предусматривавший предоставление коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям права самостоятельно принимать решение о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС) при определении условий оплаты труда их работников. Это изменение внесено Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2019 № 386 «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда» и вступило в силу с 1 января 2020 г. — с того момента, когда государство отказалось от использования ЕТС при оплате труда работников бюджетной сферы и начало применять новую 18-разрядную тарифную сетку.

Одновременно с этим утратило силу постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21, которым была утверждена ЕТС[1]. Чуть позже постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.01.2020 № 11 были отменены Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67.

Наконец, с 28 января 2020 г. начали действовать изменения, внесенные в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК). В соответствии с ч. 1 ст. 61 ТК в новой редакции, под оплатой труда работников стало пониматься определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами (далее — ЛПА) и трудовым договором. 

В этой же статье Трудового кодекса теперь содержится указание на то, что оплата труда работников коммерческих организаций производится на основе тарифных ставок (тарифных окладов), определяемых коллективным договором, соглашением или нанимателем.

 

Тарифная ставка (тарифный оклад) —это минимальный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей за единицу времени (час, месяц) без учета иных выплат, установленных системой оплаты труда (ст. 1 ТК).

 

Таким образом, в настоящее время наниматель должен самостоятельно определять в ЛПА:

  • тарификацию работ и работников;
  • структуру заработной платы;
  • порядок установления тарифных ставок (тарифных окладов);
  • размеры, порядок и условия выплаты заработной платы работникам организации.

 

? Какими способами можно определять в коммерческих организациях тарифные ставки (тарифные оклады) работников?

В коммерческих организациях наниматель может определять тарифные ставки (тарифные оклады) работников следующими способами:

а) при применении тарифной системы оплаты труда — умножением тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов тарифной сетки на тарифную ставку первого разряда, действующую в организации;

б) при применении бестарифных систем оплаты труда:

  • установлением по профессиям рабочих и должностям служащих фиксированных сумм в абсолютном выражении;
  • умножением установленного процента от выручки на объем выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
  • умножением установленного процента от суммы внешнеэкономической сделки (договора) на сумму этой сделки (договора), либо на сумму полученных доходов и т. д.;
  • умножением кратных размеров, выбранной нанимателем величины, установленных по профессионально-квалификационным группам, на эту величину (например, бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения, минимальный потребительский бюджет и т. д.).

Следует учитывать то, что в соответствии со ст. 63 ТК тарифные ставки (тарифные оклады) должны дифференцироваться в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников.

 

От каких критериев могут зависеть параметры тарифной сетки, разрабатываемой в организации?

Параметры разрабатываемой в коммерческой организации тарифной сетки устанавливаются нанимателем самостоятельно. Как правило, при этом учитываются следующие критерии:

  • виды экономической деятельности, осуществляемые организацией;
  • квалификационный состав кадров;
  • финансовые возможности организации;
  • сложность и напряженность труда, его условия.

Под параметрами тарифной сетки обычно понимаются:

  • количество тарифных разрядов;
  • размеры тарифных коэффициентов;
  • распределение профессий рабочих и должностей служащих по тарифным разрядам.

 

На практике наниматель может принимать во внимание  при построении тарифной сетки и другие критерии.

 

? Как определяются тарифные ставки (тарифные оклады) при применении в коммерческой организации тарифной системы оплаты труда?

При применении в организации разработанной тарифной сетки тарифные ставки (тарифные оклады) определяются путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, на тарифные коэффициенты соответствующих тарифных разрядов тарифной сетки.

В тех организациях, в которых при оплате труда работников предусмотрено применение коэффициентов повышения по технологическим видам работ, тарифные ставки (тарифные оклады) определяются с учетом данных коэффициентов.

 

ПРИМЕР 1

В строительной организации по решению нанимателя используется тарифная система оплаты труда на основе 23-разрядной тарифной сетки, а также применяется коэффициент повышения по технологическим видам работ, равный 1,2. При этом в организации установлены:

- тарифная ставка первого разряда — 400 руб.;

- тарифный коэффициент 5-го разряда по тарифной сетке — 1,65.

С учетом приведенных данных тарифная ставка рабочего 5-го разряда составит 792 руб. (400 руб. × 1,2 × 1,65).

 

? В отношении каких видов работ может быть установлен коэффициент повышения по технологическим видам работ?

В настоящее время перечень видов работ, профессий рабочих, должностей служащих, в отношении которых в коммерческих организациях может предусматриваться применение коэффициента повышения по технологическим видам работ, определяется нанимателем самостоятельно в ЛПА.

При установлении коэффициента повышения по технологическим видам работ нанимателю следует учитывать сложность и напряженность осуществляющихся в организации технологических процессов, действующие условия труда, виды экономической деятельности организации.

 

? По каким профессиям рабочих можно применять кратные размеры тарифной ставки первого разряда, действующей в организации?

Кратные размеры тарифной ставки первого разряда ранее, как правило, устанавливались по профессиям рабочих, не тарифицируемым по разрядам.

В настоящее время постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.03.2020 № 30 «Об изменении постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее — Постановление № 30) практически все профессии рабочих тарифицированы по разрядам. В связи с этим в организациях, в которых используется тарифная система оплаты труда работников, нецелесообразно применять кратные размеры тарифной ставки первого разряда.

В частности, Постановлением № 30 тарифицированы в т. ч. такие профессии рабочих, общие для всех отраслей экономики (выпуск 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33 (в ред. от 16.03.2020)), как:

  • грузчик — 1–3-й разряды;
  • инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий (разряд этого работника устанавливается в зависимости от разряда работ, обучение по которым он производит, и устанавливается на один разряд выше, но не ниже 5-го и не выше 8-го разряда);
  • кассир по продаже билетов — 4-й и 5-й разряды;
  • контролер билетов — 3-й разряд;
  • механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах — 4–8-й разряды;
  • мехатроник — 5–8-й разряды;
  • оператор копировально-множительных аппаратов — 2-й разряд; 
  • уборщик территорий — 2-й разряд. 

 

? По каким основаниям наниматель может осуществлять повышение тарифных ставок (тарифных окладов) конкретным работникам при организации оплаты их труда на основе тарифной сетки?

При применении тарифной системы оплаты труда на основе тарифной сетки, разработанной в организации, наниматель может предусмотреть в ЛПА перечень оснований для повышения тарифных ставок (тарифных окладов), а также установить порядок и условия его осуществления.

Основаниями для повышения тарифных ставок (тарифных окладов) конкретным работникам в коммерческих организациях могут быть:

  • специфика и характер выполняемой работы;
  • присвоение работнику в установленном порядке категории;
  • его участие в разработке и реализации важных инвестиционных и инновационных проектов;
  • выполнение работником работ по нескольким профессиям рабочих (должностям служащих);
  • его участие в освоении и внедрении новых типа производства, технологий, видов продукции и т. д.

Следует учитывать то, что тарифная ставка (тарифный оклад) с учетом повышений формирует ставку рабочего (оклад служащего) либо иной элемент оплаты труда, выбранный нанимателем.

 

ПРИМЕР 2

Монтажник строительных конструкций 5-го разряда А.А. Иванов принят на работу по контракту в строительную организацию. В этой организации установлены:

- тарифная система оплаты труда;

- тарифная ставка первого разряда в размере 350 руб.;

- коэффициент повышения по технологическим видам работ, равный 1,2;

- тарифный коэффициент 5-го тарифного разряда, равный 1,8;

- повышение тарифных ставок по ряду оснований в размере до 300 %.

В контракте, заключенном с монтажником строительных конструкций А.А. Ивановым, установлены повышение тарифной ставки за работу по контракту согласно ст. 261-2 ТК в размере 30 % и повышение по основаниям, предусмотренным в ЛПА организации, в размере 50 %.

В таблице приведен расчет месячной ставки А.А. Иванова.

 

ТАБЛИЦА

Расчет месячной ставки

Показатель

Значение

Тарифная ставка первого разряда установленная в организации и действующая на момент расчета, руб. 

350

Тарифный коэффициент 5-го тарифного разряда (в соответствии с тарифной сеткой, принятой в организации)

1,8

Коэффициент повышения по технологическим видам работ

1,2

Тарифная ставка, руб. 

756

(350 × 1,2 × 1,8)

Повышения тарифной ставки:

 

за работу по контракту, руб.

226,8

(756 × 30 / 100)

по основаниям, предусмотренным ЛПА, руб.

378

(756 × 50 / 100)

Сумма повышений, руб.

604,8

Месячная ставка рабочего, руб.

1360,8

(756 + 604,8)

 

? Может ли наниматель установить тарифные ставки (тарифные оклады) в процентах от выручки?

Определение тарифных ставок (тарифных окладов) работников коммерческой организации таким способом возможно.

При этом целесообразно использовать нормы Указа Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (в ред. от 18.10.2019; далее — Указ № 49).

 

ПРИМЕР 3

Совхоз «Озерный» принял на работу по контракту продавца 4-го разряда Н.А. Сидорову для осуществления выездной торговли живой рыбой с автомобиля.

В контракте, заключенном с Н.А. Сидоровой, предусмотрены следующие условия оплаты труда:

- тарифная ставка в размере 1,2 % от суммы месячной выручки от реализации продукции;

- повышение тарифной ставки за работу по контракту в размере 20 % от тарифной ставки;

- премия в размере 30 % от тарифной ставки.

Выручка от реализации живой рыбы за отчетный месяц составила 63 000 руб. При этом условия премирования Н.А. Сидорова выполнила. За этот месяц ей была начислена заработная плата в размере 1179,36 руб., в т. ч.:

- тарифная ставка в сумме 756 руб. (63 000 × 1,2 / 100);

- повышение тарифной ставки за работу по контракту в сумме 151,2 руб. (756 × 20 / 100);

- премия в сумме 272,16 руб. ((756 +151,2) × 30 / 100).

 

? Возможно ли установление работнику тарифной ставки (тарифного оклада) в процентах от суммы  внешнеэкономической сделки (договора)?

Да, установление работнику тарифной ставки (тарифного оклада) в процентах от названной суммы с некоторыми оговорками возможно. Однако надо учитывать то, что в соответствии с Указом № 49 в процентном отношении от суммы внешнеэкономической сделки (договора) устанавливается вознаграждение работника, непосредственно участвовавшего в заключении этой сделки (договора), в зависимости от эффективности ее (его) реализации. 

Если наниматель будет устанавливать таким образом тарифную ставку (тарифный оклад), т. е. гарантированную при выполнении работником своих трудовых обязанностей часть его заработной платы, на практике может возникнуть ситуация, когда в отчетном месяце работник не участвовал в заключении внешнеэкономических сделок (договоров), но при этом выполнял свои трудовые обязанности, поэтому ему должна быть начислена заработная плата за этот месяц.

Следовательно, в тех случаях, когда заключение внешнеэкономических сделок (договоров) носит разовый характер или осуществляется эпизодически, рассматриваемый вариант определения тарифных ставок (тарифных окладов) является нецелесообразным.

 

ПРИМЕР 4

Сельскохозяйственное предприятие «Молочный двор» приняло на работу по контракту специалиста по сбыту А.А. Иванова для реализации овощной, молочной и мясной продукции на внешних рынках. В отчетном месяце он заключил ряд договоров на поставку и реализацию указанной продукции с организациями из г. Санкт-Петербурга (Российская Федерация).

В контракте А.А. Иванову установлены:

- тарифный оклад в размере 1 % от суммы, на которую была реализована продукция по заключенным внешнеэкономическим договорам;

- повышение тарифного оклада за работу по контракту в размере 50 % тарифного оклада.

За отчетный месяц сумма, на которую была реализована продукция по заключенным договорам, составила 160 000 руб. За этот месяц А.А. Иванову была начислена заработная плата в размере 2400 руб., в т. ч.:

- тарифный оклад в сумме 1600 руб. (160 000 × 1 / 100);

- повышение тарифного оклада за работу по контракту в сумме 800 руб. (1600 × 50 / 100).

 

? Можно ли устанавливать работникам персональные условия оплаты труда?

Да, в коммерческих организациях работникам могут устанавливаться персональные условия оплаты труда.

Как правило, это делается для закрепления в штате организации высококвалифицированных, инициативных, креативно мыслящих работников, а также работников, выполняющих особо важные (срочные) работы, занятых разработкой информационных технологий, продвижением продукции на рынки других государств.

Персональные условия оплаты труда отличаются от действующих в организации систем и установленных размеров оплаты труда остальных работников.

 

ПРИМЕР 5

При заключении контракта с программистом А.А. Петровым ему установлены персональные условия труда:

- месячный тарифный оклад в размере трех тарифных ставок первого разряда, действующих в организации;

- повышение тарифного оклада за работу по контракту в размере 50 % тарифного оклада;

- надбавка за выполнение особо важной работы в размере 100 % тарифного оклада.

Тарифная ставка первого разряда, применяемая в организации, равна 400 руб.

Месячная заработная плата программиста А.А. Петрова выплачена в размере 3600 руб., в т. ч.:

- тарифный оклад в сумме 1200 руб.;

- повышение тарифного оклада за работу по контракту в сумме 600 руб.;

- надбавка за выполнение особо важной работы в сумме 1800 руб. ((1200 + 600) × 100 / 100).

 

? В каком порядке в коммерческих организациях повышаются тарифные ставки (тарифные оклады) работников?

В соответствии с Указом № 181 тарифные ставки (тарифные оклады) работников наниматель может повышать в зависимости от эффективности деятельности организации и с учетом ее финансовых возможностей.

Порядок и условия повышения тарифных ставок (тарифных окладов) работников, а также его периодичность и показатели, по которым определяется эффективность деятельности организации, устанавливаются нанимателем самостоятельно в действующих в организации ЛПА. При этом наниматели должны соблюдать требования, предусмотренные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (в ред. от 28.01.2020; далее — Постановление № 744). 

Необходимо учитывать то что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.04.2020 № 234 до 31 декабря 2020 г. приостановлено действие нормы Постановления № 744, согласно которой в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение размеров оплаты труда работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0.

 

 

[1] Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2019 № 63 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов».

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (206), август 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.