№ 5, май 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Бюджет предприятия: как его составить?

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

С.В. Манина, ведущий экономист.

Сложная экономическая ситуация, связанная с пандемией COVID-19, снижением потребности покупателей в приобретении товаров (работ, услуг), привела к существенному уменьшению выручки от реализации и объема оборотных средств многих предприятий.

Когда количество финансовых ресурсов ограничено, предприятию необходимо рационально распределять свои активы. Управление денежными потоками и планирование деятельности на основе текущих экономических показателей — важные функции организации, которые и составляют суть бюджетирования.

Бюджетирование позволяет руководству предприятия решать следующие управленческие задачи:

  • планировать расходы и доходы организации. Бюджетирование затрат позволяет уменьшить расходы предприятия и направить сэкономленные средства на другие цели;
  • выявлять потребности в денежных ресурсах и оптимизировать финансовые потоки, затраты. Предприятие должно иметь перечень затрат, которые следует произвести в ближайшее время или в перспективе. Каждая затрата должна быть обоснована и вызвана экономической необходимостью. Если таковой не имеется, то необходимо исключить статью затрат из планов;
  • финансировать за счет внутренних и внешних источников новые направления бизнеса и инвестиционные проекты. Реализация инвестиционных проектов способствует получению дополнительного дохода;
  • мотивировать работников. При успешном развитии предприятия с помощью правильно выстроенной системы бюджетирования все участники бюджетного процесса являются ответственными и квалифицированными специалистами. Следует рассмотреть варианты мотивации, стимулирования работников к достижению запланированных результатов для целей организации;
  • выявлять отклонения фактических значений показателей от плановых. Основная задача анализа таких отклонений —получение данных, необходимых для своевременной корректировки бюджета;
  • анализировать и контролировать финансовое состояние предприятия. Сопоставление всех денежных потоков формирует целостную картину функционирования предприятия. На основе полученных данных формируются планы по корректировке слабых сторон предприятия.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (215), май 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.