№ 7, июль 2021

Error: Applet "NumberSelect" was not executed
Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Офисные расходы и выплаты работникам: 10 вопросов об исчислении налога на прибыль

Рубрика «Налогообложение»

Е.А. Горошко, налоговый консультант, аудитор ООО «Аудиторский центр "Эрудит"»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВЫПЛАТ И КОМПЕНСАЦИЙ РАБОТНИКАМ

 

Организация привлекает квалифицированных рабочих (руководителей, специалистов) к обучению рабочих, не имеющих квалификации (разряда) по профессии. После успешной сдачи обучающимися экзамена при итоговой аттестации работникам выплачивается единовременная доплата за руководство в производственном и теоретическом обучении. Она осуществляется на основании положения о выплатах при первоначальном обучении рабочих организацией.

Учитывается ли эта доплата в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при исчислении налога на прибыль?

 

Согласно ст. 170 и 173 НК для включения выплат за обучение принятых на работу лиц определенным навыкам в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — затраты) необходимо, чтобы соблюдались следующие условия:

 

  • данные выплаты должны быть предусмотрены законодательством;
  • они должны быть непосредственно связаны с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Следовательно, рассматриваемые выплаты, производимые в пользу работников организации, при наличии их связи с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также при соответствии требованиям ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) можно учесть в составе затрат.

 

Локальным правовым актом (далее — ЛПА) организации установлена надбавка для компенсации расходов по найму жилого помещения на период работы у нанимателя. Она предусматривается в трудовом договоре (контракте), заключаемом с работником.

Относится ли данная надбавка на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?

 

Согласно подп. 1.1 и 1.3 ст. 173 НК при налогообложении прибыли не учитываются:

  • затраты на выполнение (оказание) плательщиком или оплату работ (услуг), не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством, а также оплата расходов по найму жилых помещений (за исключением фактических расходов по найму жилых помещений для физических лиц, направленных белорусскими коммерческими организациями для работы в расположенных за пределами Республики Беларусь структурных подразделениях этих организаций, на основе подтверждающих документов, но не более предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки при служебных командировках за границу, установленных законодательством, если иное не установлено Трудовым кодексом) и другие аналогичные выплаты.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 ТК наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. В ЛПА можно предусмотреть дополнительные надбавки и компенсации, носящие характер социальных льгот, в т. ч. для оплаты жилья для работников или возмещения расходов по найму жилого помещения, которые они несут самостоятельно.

 

Таким образом, оплата организацией найма жилья носит характер социальной льготы, дополнительно предоставляемой по решению нанимателя. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность нанимателя оплачивать либо бесплатно предоставлять жилье работнику, следовательно расходы организации по найму жилья для работника не учитываются в составе затрат при определении налогооблагаемой прибыли.

 

В организации коллективным договором предусмотрена выплата к отпуску материальной помощи на оздоровление. Учитывается ли данная выплата в составе затрат при исчислении налога на прибыль?

При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) наниматель производит работнику единовременную выплату на оздоровление в случаях и размере, определяемых законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 ТК).

 

К выплатам работающим в организациях по трудовым договорам физическим лицам, не включаемым в затраты и перечисленным в подп. 1.3 ст. 173 НК, относится в т. ч. материальная помощь, выплата которой не предусмотрена законодательством или сверх размеров, установленных законодательством.

 

Вместе с тем согласно подп. 2.1 ст. 171 НК в состав прочих затрат включаются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде единовременной выплаты (пособие, материальная помощь) на оздоровление, за исключением указанной в подп. 2.7 ст. 170 НК.

Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов по аренде (с учетом НДС) (п. 3 ст. 171 НК).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РАСХОДОВ НА СТРАХОВАНИЕ

 

Организация принимает на работу иностранных граждан и заключает с ними трудовой договор по месту основной работы. При этом одним из условий пребывания иностранных граждан на территории Республики Беларусь, является обязательное медицинское страхование граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в стране. Договор страхования заключается не менее чем на один год.

Оплата расходов по обязательному медицинскому страхованию может производиться как организацией, так и работником с дальнейшим возмещением ему расходов.

Включаются ли данные расходы в затраты при исчислении налога на прибыль?

 

К выплатам работающим в организациях по трудовым договорам физическим лицам, не включаемым в затраты и перечисленным в подп. 1.3 ст. 173 НК, относятся в т. ч. выплаты:

 

• не предусмотренные законодательством;

• осуществляемые сверх размеров, установленных и (или) определенных в соответствии с законодательством.

 

Поскольку обязанность нанимателя оплачивать расходы по обязательному медицинскому страхованию иностранных граждан — работников организации не предусмотрена законодательством, суммы, потраченные на эти цели, являются расходами этих иностранных граждан и не включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

 

В связи с пандемией коронавируса COVID-19 организация в марте 2021 г. заключила договор добровольного страхования медицинских расходов в интересах своих работников и уплатила страховые взносы за этот месяц в сумме 900 руб. Количество лиц, подлежащих страхованию, — 15 чел. Фонд заработной платы в марте 2021 г. составил 25 000 руб. Учитываются ли при исчислении налога на прибыль расходы на уплату ежемесячных взносов по данным договорам страхования? Если да, то в каком размере?

 

Страхование может осуществляться в формах обязательного и добровольного страхования (ч. 1 п. 3 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (в ред. от 11.05.2019; далее — Положение № 530)).

Страхование медицинских расходов — это один из видов добровольного страхования, не относящегося к страхованию жизни (абз. 4 подп. 4.2.2 Положения № 530).

 

Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры страхования в своих интересах, а также в интересах иных субъектов гражданского права (выгодоприобретателей), в т. ч. своих работников. Данная дополнительная гарантия может представляться нанимателем как одному, так и нескольким работникам в соответствии с коллективным или трудовым договором, ЛПА (ч. 1 п. 5 Положения № 530, ч. 1 и 3 ст. 7 ТК).

Суммы страховых взносов по договорам страхования медицинских расходов включаются в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, при условии соблюдения порядка, установленного Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2005 № 219 «О страховых взносах по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (в ред. от 11.05.2019; далее — Указ № 219) (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170, подп. 1.17 ст. 173 НК; подп. 1.1 Указа № 219).

Согласно подп. 1.1-1 и 1.2 Указа № 219 для включения страхователем страховых взносов по договору добровольного страхования медицинских расходов в затраты необходимо, чтобы:

• физические лица, в пользу которых заключен договор, работали по трудовым договорам;

• договор страхования был заключен на период не менее одного года;

• ежемесячный размер страховых взносов не превышал предельных значений, представленных в табл. 1.

ТАБЛИЦА 1

Предельная величина страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования

Справочно
Размер базовой величины, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 783, составляет 29 руб. 2 базовые величины — это 58 руб. (29 руб. × 2).

 

Для включения страховых взносов по договорам добровольного страхования медицинских расходов в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, такие договоры могут быть заключены со страховыми организациями как государственной, так и частной формы собственности.

Поскольку сумма страховых взносов, уплачиваемых за каждого застрахованного работника, в пределах которой они включаются в затраты, определяется за месяц, налоговый учет страховых взносов осуществляется ежемесячно в течение всего срока страхования.

В рассматриваемом случае предельная сумма страховых взносов составляет:

  • по организации в целом — 1250 руб. (25 000 руб. × 5 %);
  • по каждому застрахованному лицу — 870 руб. (15 чел. × 58 руб.).

Следовательно, сумма расходов, которую организация имеет право отнести на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, будет равна 870 руб.

 

Организация в апреле 2021 г. заключила договоры страхования дополнительной пенсии в пользу своих работников. За этот месяц были уплачены страховые взносы в сумме 2700 руб. Количество лиц, подлежащих страхованию, — 10 чел. Фонд заработной платы за апрель 2021 г. составил 23 200 руб.

Учитываются ли при исчислении налога на прибыль расходы на ежемесячные взносы по указанным выше договорам страхования? Если да, то в каком размере?

Как осуществляется налоговый учет взносов по страхованию: ежемесячно или нарастающим итогом в течение года?

 

Страхование может осуществляться в формах обязательного и добровольного страхования.

 

Страхование дополнительной пенсии — это один из видов добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни.

Согласно подп. 1.17 ст. 173 НК при налогообложении прибыли не учитываются страховые взносы по видам добровольного страхования, за исключением страховых взносов по перечню видов добровольного страхования и порядку, определяемым Президентом Республики Беларусь, и страховых взносов, предусмотренных законодательством (в т. ч. иностранных государств), являющихся условием осуществления деятельности организациями, уплатившими эти взносы.

В соответствии с подп. 1.1 и 1.2 Указа № 219 для включения страхователем страховых взносов по договору добровольного страхования дополнительной пенсии в затраты необходимо, чтобы:

• страховщик имел государственную форму собственности;

• физические лица, в пользу которых заключен договор, работали по трудовым договорам;

• ежемесячный размер страховых взносов не превышал предельных значений:, представленных в табл. 2.

ТАБЛИЦА 2

Предельная величина страховых взносов по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии

В рассматриваемом случае предельная сумма страховых взносов составит:

• по организации в целом — 2784 руб. (23 200 руб. × 12 %);

• по каждому застрахованному лицу — 2650 руб. (10 чел. × 265 руб.).

Следовательно, сумма расходов, которую организация имеет право отнести на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, будет равна 2650 руб.

Поскольку суммы страховых взносов, в пределах которых они включаются в затраты для целей исчисления налога на прибыль, определяются исходя из фактического фонда заработной платы за месяц с учетом ежемесячного взноса за каждого застрахованного работника, то соответственно и налоговый учет взносов необходимо осуществлять ежемесячно (без нарастающего итога) в течение всего срока страхования.

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОФИСНЫХ РАСХОДОВ

По решению руководителя приобретается питьевая вода в бутылях для обеспечения работающих в административных помещениях работников.

Расходы, связанные с обеспечением работников питьевой бутилированной водой, складываются из стоимости:

  • питьевой воды;
  • бутылей;
  • устройства для розлива воды (кулеры, помпы).

Учитываются ли данные расходы при налогообложении прибыли?

В соответствии со ст. 30 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (в ред. от 18.12.2019; далее — Закон № 356-З) наниматели организуют питьевое водоснабжение.

 

В письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.11.2015 № 2-2-10/2163 «О применении норм налогового законодательства» разъяснено, что расходы организаций на приобретение бутилированной воды для обеспечения работников включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, как затраты по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и охраны труда.

 

В письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21.03.2005 № 2-2-12/20597 «О затратах, учитываемых при налогообложении» также указано, что расходы по приобретению питьевой воды в бутылях, а также суммы начисленного износа устройства для розлива питьевой воды из бутылей включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

 

Таким образом, если приобретение питьевой бутилированной воды осуществляется для обеспечения здоровых и безопасных условий труда и охраны труда, то расходы на эти цели учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат (п. 1 ст. 170 НК).

 

Если приобретение питьевой бутилированной воды является исключительно инициативой нанимателя, то данные расходы не учитываются при налогообложении прибыли (подп. 1.3 ст. 173 НК).

 

Бутыли, в которых поставляется вода, могут быть предоставлены покупателю под залог с условием возврата (многооборотная возвратная тара). Также бутыли могут приобретаться в собственность. В этом случае они являются для организации невозвратной тарой, а отражение их приобретения и списание на затраты осуществляются вместе с отражением приобретения и списанием стоимости питьевой воды.

 

По решению руководителя организации работники организации обеспечиваются питанием (горячими обедами) путем его приобретения и доставки в офис.

Учитываются ли расходы на питание работников при налогообложении прибыли?

 

К выплатам работающим в организациях по трудовым договорам физическим лицам, не включаемым в затраты и перечисленным в подп. 1.3 ст. 173 НК, относятся в т. ч. выплаты:

 

• не предусмотренные законодательством;

• сверх размеров, установленных и (или) определенных в соответствии с законодательством;

• компенсация стоимости питания на объектах общественного питания, предоставление его бесплатно (кроме специального питания для отдельных категорий физических лиц в случаях, предусмотренных законодательством).

 

Таким образом, расходы организации на приобретение питания для работников не учитываются при налогообложении прибыли.

 

По решению руководителя организации для туалетов, которыми пользуются ее работники, была приобретена туалетная бумага.

Учитываются ли расходы на ее приобретение при налогообложении прибыли?

 

В соответствии со ст. 30 Закона № 356-З наниматели оборудуют с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, в т. ч. техническими.

 

Также согласно ст. 11 Закона № 356-З работник имеет право на обеспечение необходимыми санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, а работодатель несет обязанность по организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения работников.

 

Согласно подп. 22.9 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110 (в ред. от 12.10.2015), общественные туалеты должны быть обеспечены мылом (моющим средством), туалетной бумагой, электрополотенцами и (или) бумажными полотенцами.

 

Таким образом, расходы на приобретение туалетной бумаги для использования работниками, непосредственно занятыми в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

 

Организация торговли в мае 2021 г. приобрела медицинские маски, антисептические и дезинфицирующие средства для защиты работников от заражения коронавирусом COVID-19.

Учитываются ли расходы на эти цели при налогообложении прибыли?

 

Подпунктом 2.5 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (в ред. от 31.12.2020; далее — Указ № 143) установлено, что затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в т. ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, включаются в состав внереализационных расходов.

Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в совместном письме от 27.05.2020 № 5-1-26/119/2-2-10/01128 «О расходах на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий» (далее — Письмо № 5-1-26/119/2-2-10/01128) разъяснили, что в целях применения нормы подп. 2.5 Указа № 143 следует руководствоваться следующими документами:

  1. Санитарными нормами и правилами «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217 (в ред. от 30.10.2020; далее — СанНиП № 217);
  2. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях» (в ред. от 07.04.2020);
  3. письмами Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.03.2020 № 7-19/4568 «О профилактике коронавирусной инфекции» и от 04.04.2020 № 7-19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19».
Обратите внимание
В настоящее время в данных целях можно руководствоваться также письмом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.09.2020 № 7-19/15320, содержащим Методические рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (инфекции COVID-19) в организациях (далее — Рекомендации № 7-19/15320). Началом периода, в течение которого мероприятия, перечисленные в Рекомендациях № 7-19/15320, а также проведение работникам организаций лабораторных исследований на инфекцию COVID-19 (в соответствии с Письмом № 7-19/15357) относятся к мероприятиям, указанным в подп. 2.5 Указа № 143, следует считать 21 сентября 2020 г.

 

В письме Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.07.2020 № 5-1-26/68/2-2-10/01514 «О расходах на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий» (далее — Письмо № 5-1-26/68/2-2-10/01514) были даны ответы на вопросы, возникшие после опубликования Письма № 5-1-26/119/2-2-10/01128.

В Письме № 5-1-26/68/2-2-10/01514 разъяснено, что в состав внереализационных расходов включаются расходы на использование:

• не только медицинских масок, но и других средств защиты дыхания, в т. ч. бытовых масок, повязок, респираторов;

одноразовых перчаток работниками, посетителями и покупателями в торговых и иных объектах.

Такие затраты на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий включаются в состав внереализационных расходов с 13 марта 2020 г.

 

Обратите внимание
Дата, до которой затраты на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий можно включать в состав внереализационных расходов, Указом № 143 не установлена.

 

Кроме того, Письмом № 5-1-26/68/2-2-10/01514 расширен перечень мероприятий по профилактике инфекции COVID-19, расходы на которые можно включить в состав внереализационных расходов. К ним также отнесены мероприятия, содержащиеся в комплексных планах по профилактике инфекции COVID-19, утвержденных решениями местных исполнительных и распорядительных органов и разработанных в соответствии с п. 40 СанНиП № 217.

Затраты на такие мероприятия включаются в состав внереализационных расходов в период, в течение которого местные исполнительные и распорядительные органы рекомендуют их проводить.

Комплексный план санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекции COVID-19 в г. Минске, утвержден решением Минского городского исполнительного комитета от 07.04.2020 № 1069 (в ред. от 08.04.2021).

Таким образом, в состав внереализационных расходов с 13 марта 2020 г. включаются затраты организаций на проведение санитарно-противоэпидемиологических, в т. ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Это расходы на приобретение (изготовление):

• любых средств защиты органов дыхания (медицинских масок, в т. ч. бытовых, повязок, респираторов, щитков);

• одноразовых перчаток;

• бытовых моющих средств, дезинфицирующих средств для уборки;

• дезинфицирующих (антибактериальных) салфеток;

• антисептических средств, жидкого мыла, диспенсеров (дозаторов) для наполнения ими и т. д.

В соответствии с письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2020 № 2-2-10/02536/5-1-26/267 «О расходах на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий» расходы организаций (за исключением расходов, на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества), связанные с осуществлением перечисленных в Рекомендациях № 7-19/15320 мероприятий, а также расходы на проведение работникам организаций лабораторных исследований на инфекцию COVID-19 согласно Письму № 7-19/15357 подлежат включению в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль с 21 сентября 2020 г.

Обратите внимание
О дате отмены Рекомендаций № 7-19/15320 будет сообщено дополнительно.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (217), июль 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.