№ 1, январь 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Импорт электромобилей и автокомпонентов для их производства: что нового

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

А.А. Михайлов, экономист

В целях дальнейшего стимулирования спроса на электромобили и развития их производства был принят Указ Президента Республики Беларусь от 22.11.2021 № 447 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 447), которым изложен в новой редакции Указ Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (далее — Указ № 92).

 

Указ № 92 в редакции Указа № 447 предусматривает льготирование ввоза электромобилей и автокомпонентовв период с 1 декабря 2021 г. по 31 декабря 2025 г. Рассмотрим его положения подробно.

 

ЛЬГОТИРОВАНИЕ ВВОЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

 

…электромобилей

Согласно подп. 1.2 Указа № 92 ввозимые юридическими лицами на территорию Республики Беларусь электромобили, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, освобождаются от НДС.

Следует обратить внимание на то, что данная льгота предоставляется исключительно в отношении ввозимых электромобилей.

 

? Резидент свободной экономической зоны ввез на территорию Республики Беларусь шасси транспортного средства, поместил его под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и использовал для изготовления электромобиля (специального автомобиля категории N2). Вправе ли он при помещении специального автомобиля под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления использовать льготу, предусмотренную Указом № 92?

 

Нет, не вправе.

 

Согласно п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) таможенная процедура свободной таможенной зоны — это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой. Товары, изготовленные (полученные) из товаров ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров ЕАЭС, не помещенных под такую таможенную процедуру, приобретают статус товаров ЕАЭС.

 

В свою очередь, согласно подп. 1.2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (в ред. от 18.12.2019; далее — Закон № 129-З) под ввозом товаров в Республику Беларусь понимается совершение действий, связанных с пересечением Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза в Республике Беларусь любым способом, а при пересечении участка Государственной границы Республики Беларусь, на котором таможенный контроль отменен, — фактическое пересечение линии такой границы.

 

Поскольку в рассматриваемом случае электромобиль (специальный автомобиль категории N2) не ввезен на территорию Республики Беларусь, а произведен на ней, то льгота, предусмотренная Указом № 92, не может быть использована. При помещении транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления резидент свободной экономической зоны вправе воспользоваться льготой по уплате НДС, предусмотренной подп. 1.1-4 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (в ред. от 22.08.2018).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (223), январь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.