№ 6, июнь 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Реализация товаров через торговые автоматы: ее бухгалтерский и налоговый учет

Рубрика «Налогообложение»

С.Н. Козырев, кандидат экономических наук, аудитор, DipIFR, налоговый консультант ООО «Аудиторский центр “Эрудит”»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ

 

В настоящее время продавцы всё чаще начинают использовать такую разновидность розничной торговли, как реализация товаров через торговые автоматы. Преимуществами их применения являются низкая стоимость обслуживания, техническая простота установки, мобильность, отсутствие затрат на рекламу и др.

 

Термины и определения
Розничная торговля — это вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп. 1.21 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (в ред. от 04.01.2021; далее — Закон № 128-З)).
Разносная торговля — это форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется с использованием передвижных средств разносной торговли (палаток, тележек, лотков, корзин, торговых автоматов, иных приспособлений) (подп. 1.20 Закона № 128-З, п. 4 приложения к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 09.03.2021 № 14 «О классификации форм торговли»).
 
Торговый автомат — это передвижное средство разносной торговли, представляющее собой специальное оборудование для продажи товаров, позволяющее проводить расчеты за приобретаемые товары с использованием наличных денежных средств и (или) в безналичном порядке (п. 3 приложения 1 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.04.2021 № 23 «О классификации торговых объектов по видам и типам»)
 

Согласно п. 1 ст. 468 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) в случаях, когда продажа товаров производится с использованием автоматов, владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения ее на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. Договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара (п. 2 ст. 468 ГК).

Запрещено реализовывать с использованием передвижных средств разносной торговли, в т. ч. торговых автоматов:

  • пиво и слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта не более 7 % (подп. 115.2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (в ред. от 21.12.2021));
  • алкогольные напитки (водку, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 % и более) (подп. 1.14 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (в ред. от 15.07.2021)).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (228), июнь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.