№ 3, март 2007

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Подписка на свежие линии: RSS Подписка

3 июня с 12:00 до 15:00 обсуждается тема:

Оплата труда работников коммерческих организаций с учетом изменений в законодательстве. Рабочее время

На вопросы отвечает:

Асоскова
Галина
Федоровна

9 июня с 12:00 до 15:00 обсуждается тема:

Заключение, изменение, прекращение трудового договора (контракта) с учетом изменений в законодательстве

На вопросы отвечает:

Шелкович
Владимир
Иванович
Скачать ознакомительный номер (5,9 Мб)
Анкета читателя
Письмо в редакцию
Задайте ваш вопрос
Rating All.BY Каталог TUT.BY

О некоторых вопросах по исчислению оффшорного сбора

Рубрика «Налогообложение»

Г.Н. ВАРЖАНОВ, экономист

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, исполняющие обязательства по договорам, заключенным с нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах, рассматриваются плательщиками оффшорного сбора.

Основными законодательными актами, регулирующими порядок исчисления оффшорного сбора, являются Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 104 «Об оффшорном сборе» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ № 104) и Инструкция о порядке исчисления и уплаты оффшорного сбора, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 марта 2003 г. № 34 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция № 34).

Перечень оффшорных зон — государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 353.

Для сведения, оффшор (оff shore — англ. «вне берега») — термин, применяемый в отношении отдельных мировых финансовых центров. Оффшорными называются такие финансовые центры, на территории которых кредитно-финансовые и другие организации (как национальные, так и иностранные) осуществляют операции с нерезидентами в условиях особо льготного налогового режима, вплоть до полного освобождения от налогов. Оффшорными также именуются компании, зарегистрированные в оффшорных территориях, законодательство которых позволяет не платить определенные налоги (в первую очередь — налог на прибыль) при условии, что владельцы компаний не являются резидентами данной страны, а сама компания не получает прибыль на оффшорной территории.

В соответствии с подп. 1.3 Указа № 104 плательщиками оффшорного сбора являются организации, определенные п. 2 ст. 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, и индивидуальные предприниматели — резиденты Республики Беларусь.

Пунктом 2 ст. 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что под организациями понимаются:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • иностранные юридические лица и международные организации;
  • простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
  • хозяйственные группы.

Согласно п. 3 ст. 14 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь статус налоговых резидентов Республики Беларусь имеют белорусские организации. Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Следовательно, иностранные организации (в т.ч. их представительства, аккредитованные в Республике Беларусь в установленном порядке, а также постоянные представительства, через которые иностранные организации осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь) исключаются из круга плательщиков оффшорного сбора.

Объектами взимания оффшорного сбора согласно подп. 1.4 Указа № 104 являются:

  • перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне (в т.ч. на счета, открытые в банках Республики Беларусь), с использованием любых форм расчетов. На возникновение обязательств по уплате оффшорного сбора наличие или отсутствие договорных отношений между нерезидентом Республики Беларусь и резидентом Республики Беларусь либо иных правовых оснований перечисления денежных средств не влияет;
  • перечисление денежных средств иному лицу (в т.ч. не зарегистрированному в оффшорной зоне) по обязательству перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, с использованием любых форм расчетов. В этом случае оффшорный сбор взимается в связи с обязательством резидента Республики Беларусь перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне;
  • перечисление денежных средств на счет, открытый в оффшорной зоне (в т.ч. на счета резидента Республики Беларусь или нерезидента Республики Беларусь, не зарегистрированного в оффшорной зоне). На возникновение обязательств по уплате оффшорного сбора наличие или отсутствие договорных отношений между лицом, на счет которого перечисляются денежные средства, и резидентом Республики Беларусь или иных правовых оснований перечисления денежных средств не влияет;
  • исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне (в т.ч. путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи ценных бумаг, имущественных прав, передачи имущества в пользование), кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;
  • переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве (в т.ч. путем перевода долга, уступки требования), сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Уплата оффшорного сбора не связана с применением межправительственных и межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения, т.к. не затрагивает доходы нерезидентов.

Необходимо отметить, что подп. 1.5 Указа № 104 определены случаи перечисления денежных средств, когда оффшорный сбор не взимается.

Оффшорный сбор исчисляется и уплачивается резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь по ставке 15 %:

  • от перечисляемых нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, или иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом сумм денежных средств или от сумм, перечисляемых на открытые в этих зонах счета, на дату их перечисления;
  • при неденежной форме исполнения обязательств в соответствии с законодательством перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, исходя из цены договора на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь. Если обязательство перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, исполняется поэтапно, оффшорный сбор уплачивается исходя из объема исполненного резидентом Республики Беларусь обязательства;
  • при переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах, сторонами которых выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, исходя из цены договора на дату перемены лиц в обязательствах, предусмотренных этим договором. Оффшорный сбор уплачивается исходя из переданного объема имущественных прав и (или) обязанностей.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (45), март 2007.