№ 10, октябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Методика прогнозирования основных показателей работы при открытии нового торгового предприятия

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

А.В. ПУРЫГИН, экономист

По мере возрастания количества торговых объектов в Республике Беларусь открытие новых магазинов и реконструкция существующих требуют все большего внимания. Опыт белорусских торговцев значительно вырос и обогатился, но в любом случае он не может сравниться с традициями торговых династий и мощной теоретической базой, которой располагают зарубежные продавцы.

Одна из проблем при проектировании магазинов заключается в том, чтобы оценить перспективы нового предприятия. Для этого можно использовать комплекс прогнозных показателей, которые будут рассмотрены ниже.

В число важнейших факторов, определяющих точность прогноза показателей при открытии нового магазина, входит человеческий фактор. Специалисты по управлению торговыми сетями нередко определяют показатели работы нового магазина, исходя «из практики, из опыта»: за основу берутся показатели существующих магазинов, находящихся в сходных условиях по ассортиментному признаку, по расположению, покупательскому потоку и т. д. Иногда при расчете рентабельности открываемого торгового предприятия используются данные торговых точек конкурентов. Все эти данные необходимо корректировать с учетом особенностей открываемого магазина. Торговые предприятия могут быть похожи (и сетевые магазины должны быть похожи, чтобы использовать преимущества стандартизации), но они никогда не будут одинаковыми. Поэтому самый ответственный этап в процессе прогнозирования — это коррекция данных, полученных в результате применения математических методов, а также с учетом статистики уже работающих магазинов.

Многие задачи, с которыми приходится сталкиваться менеджерам в розничной торговле, могут показаться сложными именно из-за обилия влияющих условий и факторов. Открытие торгового предприятия —многоплановая задача, а если учесть, что магазины должны открываться быстро, нехватка времени и данных вполне может привести к стрессу у специалистов по управлению. Иногда задачи могут даже показаться неразрешимыми. Что следует предпринять в таком случае? Довериться  интуиции и не проводить анализ? Не следует торопиться в случае, когда речь идет об установлении плановых показателей на первое время работы магазина. Завышенные, нереалистичные плановые показатели могут отрицательно сказаться на мотивации и руководства магазина, и сотрудников. Может даже показаться, что магазин не оправдывает ожиданий. Чаще всего завышенная оценка встречается именно тогда, когда план устанавливается на основе продаж аналогичных магазинов без коррекции в соответствии с особенностями определенного магазина. Заниженный план в итоге также оборачивается потерей времени и средств. Оперативно отрегулировать поставки и ассортимент при открытии можно и нужно. Но недооценка потенциала магазина может привести к гораздо более серьезным просчетам (например, нехватка касс или полочного пространства для выкладки товара).

Именно поэтому следует начать планирование работы магазина с деления процесса прогнозирования и планирования на основные этапы. Любую сложную задачу гораздо проще решить, если разбить ее на части и по каждой из них выделить направления сбора информации и показатели оценки. При этом следует дать ответы на следующие вопросы:

  1. Какую задачу, связанную с открытием магазина, необходимо решить?
  2. Какие показатели лучше всего характеризуют ситуацию при решении этой задачи?
  3. Какие данные требуются для решения этой задачи?
  4. Откуда брать эти данные и как их группировать?

В процессе планирования работы нового магазина можно выделить следующие моменты:

  1. составление бизнес-плана;
  2. определение формата, оптимальной торговой площади нового магазина;
  3. распределение торговой площади между товарными группами;
  4. планирование посещаемости (в т. ч. по дням недели, времени суток);
  5. планирование товарооборота и прибыли в целом по магазину и по каждой товарной категории;
  6. планирование ассортимента торгового предприятия;
  7. планирование уровня товарных запасов и графика поставок;
  8. планирование частоты загрузки товара;
  9. планирование численности, функций и графика работы персонала магазина. Эти показатели тоже во многом связаны с предполагаемым оборотом и посещаемостью, особенно численность персонала торгового зала и склада;
  10. планирование фонда заработной платы, премий, формирование системы мотивации. Здесь также учитываются плановые показатели товарооборота и прибыли нового магазина.

Для прогнозирования показателей работы открывающегося торгового предприятия можно воспользоваться данными Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь или другими источниками. Имея статистические данные по уже работающим магазинам сети, необходимо:

  • проанализировать указанные данные и выделить основные тенденции;
  • выделить факторы, влияющие на показатели, и определить взаимосвязь этих факторов;
  • использовать полученные показатели для прогноза продаж с учетом условий расположения и особенностей нового магазина.

Перечислим данные, необходимые для каждой из задач, связанных с открытием магазина.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (64), октябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.