№ 2, февраль 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

МНС прокомментировало Указ Президента от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении»

29 января 2018, 8:24

25.01.2018 подписан Указ Президента № 29 «О налогообложении» (далее – Указ).

Указом предусматривается индексация:

  • ставок налогов, установленных в белорусских рублях;
  • размеров вычетов и льгот по подоходному налогу с физических лиц;
  • размеров критериев применения упрощенной системы налогообложения;
  • кадастровой стоимости (налоговой базы) по земельному налогу.

Наряду с этим, указом предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового администрирования и продление действия отдельных льгот.

Так, п. 2 Указа предусмотрены нормы, упрощающие порядок налогового администрирования.

В частности, подп. 2.1 п. 2 Указа установлена норма, позволяющая иным лицам осуществлять уплату налога, сбора (пошлины) за плательщика. При этом иное лицо не вправе требовать возврата (зачета) уплаченного за плательщика налога, сбора (пошлины).

Реализация данного положения обеспечивает возможность учредителям, участникам, собственникам организаций исполнять налоговые обязательства за плательщиков, испытывающих финансовые трудности, что, в свою очередь, позволит осуществлять уплату налогов в установленные законодательством сроки и избежать отвлечения плательщиками оборотных средств на уплату пеней, начисленных за несвоевременное исполнение налоговых обязательств.

Подп. 2.2 п. 2 Указа устанавливает обязанность налогового органа информирования дебитора плательщика о принятом решении о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебитора плательщика – организации путем направления сообщения в виде электронного документа через личный кабинет плательщика.

Кроме того, при установлении налоговым органом факта представления плательщиком – организацией недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности, взысканная им сумма дебиторской задолженности подлежит возврату дебитору плательщика.

Данные изменения предоставляют возможность дебиторам в полной мере реализовать свои законные права и интересы.

Указом усовершенствован порядок обращения на территории Республики Беларусь электронных счетов-фактур (далее – ЭСЧФ).

В частности, в соответствии с подп. 2.3 п. 2 Указа не требуется создание электронных счетов-фактур при ввозе товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость (далее – НДС), при безвозмездной передаче объектов, передача которых не признается объектом налогообложения, но при этом такие обороты отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС, а также при реализации объектов плательщиками, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость согласно п. 1 ст. 328 Налогового кодекса (далее – НК).

Таким образом, создание электронных счетов-фактур в отношении указанных операций, совершенных с 01.01.2018, не производится.

В случае, если до принятия Указа плательщиками осуществлялось выставление ЭСЧФ по указанным операциям с 01.01.2018, то такие ЭСЧФ могут не изменяться и не аннулироваться.

Также подп. 2.4 п. 2 Указа предусмотрено смещение общих сроков выставления электронных счетов-фактур по отдельным операциям на 20-число месяца, следующего за месяцем, на который приходится день совершения операции, указанный в ЭСЧФ.

К числу таких операций относятся операции, при совершении которых не требуется выставления электронных счетов-фактур покупателю (получателю), а также при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь и при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций.

В связи с этим по данным операциям в 2018 году создание и направление на Портал электронных счетов-фактур может осуществляться не до 10-го числа, как это было ранее, а не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. 

Указом предусмотрен в 2018 году ряд налоговых льгот. Так:

  • вводятся дополнительные налоговые льготы по НДС и госпошлине при совершении отдельных операций, направленных на госрегистрацию ранее незарегистрированных эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест;
  • продлевается действие ставки НДС в размере ноль (0) % при реализации работ (услуг) по ремонту и техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь;
  • продлевается действие льготы по налогу на прибыль и налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в отношении доходов, получаемых от операций с корпоративными облигациями, эмитируемыми до 31.12.2018;
  • продлевается освобождение от акцизов алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 %, вин с объемной долей этилового спирта от 1,2 % до 7 %, пива, пивных коктейлей, сидров, табачных изделий собственного производства, реализуемых владельцам магазинов беспошлинной торговли для их последующей реализации в таких магазинах.

Указанные преференции могут применяться с 01.01.2018, в связи с чем, плательщикам, которые хотят воспользоваться данными льготами, следует отразить налоговые базы как льготируемые (или с применением нулевой ставки по НДС) в соответствующих налоговых декларациях.

Вместе с тем, следует помнить о положениях п. 81 ст. 105 НК, в соответствии с которыми суммы НДС, излишне предъявленные в электронных счетах-фактурах и первичных учетных документах продавцом покупателям - плательщикам в Республике Беларусь, подлежат исчислению и уплате в бюджет этим продавцом, за исключением исправления излишне предъявленных сумм налога на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем, и выставляемых исправленных (дополнительных) электронных счетов-фактур, подписанных покупателем – плательщиком в Республике Беларусь электронной цифровой подписью.

Аналогичные нормы предусмотрены и для акцизов положениями п. 12 ст. 120 НК.

Таким образом, для применения освобождения от НДС и акцизов в случаях, когда продавцом ранее исчислялся и предъявлялся налог, плательщику в обязательном порядке необходимо составить акты сверок расчетов с покупателями (для корректировки акцизов достаточно только этого), а также выставить исправленные (дополнительные) электронные счета-фактуры, которые должны быть подписаны покупателем.

Пунктом 4 Указа установлены ставки для исчисления подоходного налога в отношении доходов, полученных в 2018 году физическими лицами от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь.

В свою очередь, п. 5 Указа установлен порядок применения стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, в 2018 году индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально. А п. 6 Указа предусмотрен порядок определения базовой доходности на одного работника в месяц для исчисления единого налога на вмененный доход за налоговые периоды 2018 года.

В целях упрощения порядка администрирования так называемого «налога на Google», т.е. НДС, взимаемого с иностранных организаций при оказании ими услуг в электронной форме, п. 8 Указа предусмотрены:

  • упрощенный порядок представления заявления о постановке на учет в налоговом органе (заявление представляется в электронной форме без использования ЭЦП). При этом выписка из торгового реестра иностранного государства и доверенность представителя иностранной организации не требуют апостилирования, а перевод указанных документов не требует нотариального заверения;
  • исчисление и уплата НДС без нарастающего итога ежеквартально.

При этом иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе Республики Беларусь в связи с оказанием физическим лицам в Республике Беларусь услуг в электронной форме (перечень таких услуг содержится в ст. 33 Налогового кодекса), обязаны производить исчисление НДС по реализации таких услуг всем физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Узнать о том состоит ли иностранные организация на учете в налоговом органе Республики Беларусь можно на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь http://www.nalog.gov.by, зайдя в раздел «е-НДС», который содержит перечень иностранных организаций и сроки постановки их на учет в налоговом органе.

В связи с изменениями, внесенными в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. постановлением Минфина от 29.10.2014 № 69 (далее – постановление № 69), которые вступили в силу с 01.01.2018, п. 10 Указа урегулирован порядок определения налоговой базы по НДС при совершении отдельных операций.

Так, установлен порядок расчета налоговой базы по НДС в ситуации, когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей эквивалентна иностранной валюте) определяется по курсу Национального банка Республики Беларусь на день оплаты.

В этом случае для определения налоговой базы будут применяться подходы, аналогичные используемым для признания выручки в бухгалтерском учете с 01.01.2018. 

Также устанавливается порядок расчета налоговой базы по НДС в ситуации, когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей эквивалентна иностранной валюте) определяется не по курсу Национального банка Республики Беларусь на день оплаты или по курсу Национального банка, но не на день оплаты.

В таком случае механизм налогообложения, предлагаемый с 01.01.2018, предполагает не увеличивать и не уменьшать налоговую базу по НДС только на суммы курсовых разниц, полученных с 01.01.2018 при дооценке задолженности по курсу Национального банка Республики Беларусь с даты отгрузки до момента оплаты. Все прочие разницы будут участвовать при расчете налоговой базы по НДС в прежнем порядке.  

Также с учетом постановления № 69, п. 11 Указа устанавливает единый порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете разниц, возникающих в связи с пересчетом выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов, обязательств при расчете налога на прибыль и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. 

Вышеуказанный порядок отражения курсовых разниц для целей налогообложения применяется с 01.01.2018 и учитывается при определении налоговой базы, отраженных в налоговых декларациях, представленных по сроку 20.02.2018 (по НДС и единому налогу для производителей сельхозпродукции, если отчетным периодом избран календарный месяц) и по сроку 20.04.2018 (по налогу на прибыль, а также по НДС и единому налогу для производителей сельхозпродукции, если отчетным периодом избран календарный квартал).

Пунктом 12 Указа предложены новые подходы в определении места нахождения объектов налогообложения, когда они находятся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц или экономико-планировочных зон в пределах одной административно-территориальной единицы налогом на недвижимость.

Так, с 01.01.2018 местом нахождения таких капитальных строений (зданий, сооружений) (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные объекты), признается место нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, у которых объекты учитываются по данным бухгалтерского учета, а в случае нахождения объектов на в эксплуатации (на обслуживании) в филиалах, представительствах и иных подразделениях, не имеющих отдельного баланса, – место нахождения таких филиалов, представительств и иных подразделений.

Кроме того, Указом продлевается действие Указа Президента от 26.02.2015 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» до 31.12.2018, которым предусмотрена отсрочка права вычета сумм «ввозного» НДС, уплаченных по потребительскому импорту, на 60 календарных дней.

Согласно п. 16 Указа нормы Указа вступают в силу после его официального опубликования и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2018, за исключением норм, устанавливающих ставки акцизов и новый порядок информирования дебиторов плательщика, которые вступают в силу с 01.02.2018.

Информация подготовлена редакцией портала «Нормативка.by» с использованием материалов официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

 

Новости по теме: