№ 9, сентябрь 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Обоснование прибыли в отпускных ценах (тарифах). Влияние прибыли на формирование цен

Рубрика «Ценообразование»

Т.С. КОЖЕВНИКОВА

Определение суммы прибыли в отпускной цене предприятию необходимо начинать с обоснования целесообразной (целевой) нормы рентабельности (прибыльности), которая показывает, какую прибыль должно иметь предприятие на один рубль затрат, чтобы нормально функционировать и обеспечивать себе условия для расширенного воспроизводства. Расчет данного показателя базируется на принципе «достаточности».

На практике предприятия с учетом конкретных условий функционирования используют различные показатели рентабельности, которые рассчитываются как отношение прибыли к себестоимости продукции, заработной плате, производственным фондам, цене продукции.

Свои особенности имеет расчет целевой нормы рентабельности при ценообразовании на бытовые, медицинские и некоторые другие услуги.

В данных отраслях норма рентабельности при формировании отпускных цен определяется по отношению к себестоимости обработки (т.е. себестоимости без учета стоимости материалов). В этом случае формула расчета нормы рентабельности будет выглядеть следующим образом:

Нр.сб.. = П / (С – МЗ) × 100 %,

 

где Нр.сб. — норма рентабельности по отношению к собственным затратам, %;

С — себестоимость продукции, руб.;

МЗ — стоимость материалов, руб.

В условиях рыночной экономики предприниматель самостоятельно определяет уровень цены на основе конкретных условий сделки, а также учитывая особенности работы предприятия (степень загруженности производ­ственных мощностей заказами, достигнутый уровень издержек производства и т.д.).

Решить эту задачу в каждом конкретном случае можно толь­ко при условии применения вариантных расчетов, которые предполагают деление затрат на постоянные и переменные.

Методика вариантных расчетов основана на определении объема реализации, который покрывает весь комплекс постоянных и переменных за­трат, и объема реализации, который будет компенсировать пе­ременные расходы, связанные с производством реализуемой про­дукции, формировать прибыль. До определенного момента (назовем его точкой безубыточности) вся выручка от реализации идет на компенсацию затрат, а затем вся выручка является прибылью.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от реализации то­варной продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализа­ции, внереализационную прибыль за вычетом внереализационных убытков.

Прибыль формируется под воздействием реального исполь­зования трех факторов производства: трудовых, мате­риальных ресурсов и основных средств.

Размер прибыли прямо пропорционален объему реализации. Однако внутренняя связь между издержками (р), ко­личеством продукции (q) и ценой (z) в этой схеме не просматривается.

Сумма переменных и постоянных расходов составляет издержки производства. В этом случае прибыль от реализации товарной продукции (Пр.т.) составит:

Пр.т. = q × z q ×  Pпер. F,

где Pпер. сумма переменных расходов на единицу продукции;

q × Pпер. — общая сумма переменных расходов;

F — общая сумма постоянных расходов фирмы.

В литературе и на практике традиционный пока­затель прибыли от реализации продукции заменен показателем валовой прибыли (ВП), включающим в себя прибыль от реализации то­варной продукции и постоянные расходы:

ВП = Пр.т. + F.

Данное выражение заменим составом прибыли от ре­ализации товарной продукции:

ВП = Пр.т.+ F = q × z q ×  Pпер. F + F.

В точке безубыточности прибыль от реализации будет равна нулю, тогда валовая прибыль будет равна постоянным расходам:

ВП = 0 + F.

Следовательно, F = q × z q ×  Pпер.,

откуда q × z = q × Pпер. + F — это тот момент, когда происходит ком­пенсация переменных и постоянных расходов.

Представив F как q × Pпост. (где Pпост. — сумма постоянных расходов, приходящихся на одно изделие), получим выражение:

q × z = q × Pnep. + q × Pnocт.,

разделив обе части которого на q, получим:

z = Рпер. + Рпост..

Валовую прибыль, приходящуюся на одно изделие и опреде­ляемую как разность между ценой товара и переменными рас­ходами, в экономической литературе называют маржинальной (в некоторых — маргинальной).

Маржинальная прибыль на единицу продукции равна сумме прибыли на единицу продукции и части постоянных расходов, включаемых в полную себестоимость изделия, приходящуюся на единицу продукции.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (27), сентябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.