Определение суммы прибыли в отпускной цене предприятию необходимо начинать с обоснования целесообразной (целевой) нормы рентабельности (прибыльности), которая показывает, какую прибыль должно иметь предприятие на один рубль затрат, чтобы нормально функционировать и обеспечивать себе условия для расширенного воспроизводства. Расчет данного показателя базируется на принципе «достаточности».
На практике предприятия с учетом конкретных условий функционирования используют различные показатели рентабельности, которые рассчитываются как отношение прибыли к себестоимости продукции, заработной плате, производственным фондам, цене продукции.
Свои особенности имеет расчет целевой нормы рентабельности при ценообразовании на бытовые, медицинские и некоторые другие услуги.
В данных отраслях норма рентабельности при формировании отпускных цен определяется по отношению к себестоимости обработки (т.е. себестоимости без учета стоимости материалов). В этом случае формула расчета нормы рентабельности будет выглядеть следующим образом:
Нр.сб.. = П / (С – МЗ) × 100 %,
где Нр.сб. — норма рентабельности по отношению к собственным затратам, %;
С — себестоимость продукции, руб.;
МЗ — стоимость материалов, руб.
В условиях рыночной экономики предприниматель самостоятельно определяет уровень цены на основе конкретных условий сделки, а также учитывая особенности работы предприятия (степень загруженности производственных мощностей заказами, достигнутый уровень издержек производства и т.д.).
Решить эту задачу в каждом конкретном случае можно только при условии применения вариантных расчетов, которые предполагают деление затрат на постоянные и переменные.
Методика вариантных расчетов основана на определении объема реализации, который покрывает весь комплекс постоянных и переменных затрат, и объема реализации, который будет компенсировать переменные расходы, связанные с производством реализуемой продукции, формировать прибыль. До определенного момента (назовем его точкой безубыточности) вся выручка от реализации идет на компенсацию затрат, а затем вся выручка является прибылью.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, внереализационную прибыль за вычетом внереализационных убытков.
Прибыль формируется под воздействием реального использования трех факторов производства: трудовых, материальных ресурсов и основных средств.
Размер прибыли прямо пропорционален объему реализации. Однако внутренняя связь между издержками (р), количеством продукции (q) и ценой (z) в этой схеме не просматривается.
Сумма переменных и постоянных расходов составляет издержки производства. В этом случае прибыль от реализации товарной продукции (Пр.т.) составит:
Пр.т. = q × z – q × Pпер. – F,
где Pпер. — сумма переменных расходов на единицу продукции;
q × Pпер. — общая сумма переменных расходов;
F — общая сумма постоянных расходов фирмы.
В литературе и на практике традиционный показатель прибыли от реализации продукции заменен показателем валовой прибыли (ВП), включающим в себя прибыль от реализации товарной продукции и постоянные расходы:
ВП = Пр.т. + F.
Данное выражение заменим составом прибыли от реализации товарной продукции:
ВП = Пр.т.+ F = q × z – q × Pпер. – F + F.
В точке безубыточности прибыль от реализации будет равна нулю, тогда валовая прибыль будет равна постоянным расходам:
ВП = 0 + F.
Следовательно, F = q × z – q × Pпер.,
откуда q × z = q × Pпер. + F — это тот момент, когда происходит компенсация переменных и постоянных расходов.
Представив F как q × Pпост. (где Pпост. — сумма постоянных расходов, приходящихся на одно изделие), получим выражение:
q × z = q × Pnep. + q × Pnocт.,
разделив обе части которого на q, получим:
z = Рпер. + Рпост..
Валовую прибыль, приходящуюся на одно изделие и определяемую как разность между ценой товара и переменными расходами, в экономической литературе называют маржинальной (в некоторых — маргинальной).
Маржинальная прибыль на единицу продукции равна сумме прибыли на единицу продукции и части постоянных расходов, включаемых в полную себестоимость изделия, приходящуюся на единицу продукции.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (27), сентябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.