№ 5, май 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Расчет тарифа на оказание услуг по перевозке грузов

Рубрика «Ценообразование»

ВАЛЕНТИНА ЛЕШКО, кандидат экономических наук

Субъект хозяйствования, оказывающий услуги по перевозке грузов, обязан в установленном порядке сформировать и утвердить цену (тариф) на свои услуги.

Формирование тарифа базируется на определенных экономических расчетах. В соответствии с п. 4.1 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43, субъекты хозяйствования при формировании тарифов на оказываемые услуги в обязательном порядке составляют плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат. Таким образом, расчет или экономическое обоснование тарифа является обязательным условием соблюдения законодательства, избежания нарушения дисциплины цен.

Вышеуказанная норма обязательна к исполнению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения. Отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых тарифов, расценивается как несоблюдение Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен», что ведет к штрафным санкциям в размере до 30 % от стоимости оказанных услуг.

Кроме соблюдения законодательства, расчет тарифа на услугу представляет определенный интерес для перевозчика с точки зрения определения эффективности ее оказания и покрытия затрат, выявления максимального и минимального уровня тарифа. В результате планирования прибыль всегда превышает затраты.

Порядок формирования тарифа на услуги по перевозке грузов регламентирован:

  • Методическими рекомендациями по расчету тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 июля 2005 г. № 210-Ц (далее — Методические рекомендации);
  • Положением о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 апреля 2001 г. № 74/8 (далее — Положение).

Согласно п. 7 Положения № 74/8 тарифы устанавливаются перевозчиком в зависимости от грузоподъемности и марки автомобильного средства, системы оплаты за транспортную работу.

Существует две формы оплаты за услуги по перевозке:

  1. сдельная, уровень которой зависит от объема транспортной работы, которая может быть выражена в тоннах перевозимого груза, тонно-километрах, количестве ездок (отправок) или любом другом показателе, выбранном перевозчиком; 
  2. повременная, уровень которой зависит от времени использования или величины пробега автомобильного транспорта.

В связи с этим в качестве объектов калькулирования (единицы услуги, на оказание которой будет установлен тариф) можно выделить:

  • одну тонну перевозимого груза;
  • один тонно-километр груза;
  • один километр пробега;
  • одну отправку (ездку);
  • один час использования автомобиля.

В данной статье в качестве примера рассмотрим порядок расчета тарифа на один километр пробега автомобиля.

Формирование тарифа включает следующие этапы:

  1. определение объема оказываемых услуг за период;
  2. калькулирование себестоимости услуг по перевозке грузов;

доведение себестоимости услуг до цены (тарифа).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (35), май 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.