№ 7, июль 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Аудит эффективности финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: понятие и методика проведения

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

Т.С. ЧУХЛЕЙ, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Как показывает мировая практика организации государственного контроля, как в странах СНГ, так и в государствах дальнего зарубежья в настоящее время особую актуальность для целей контрольной деятельности, осуществляемой уполномоченными государством органами (организациями), наряду с изучением законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности финансовых и хозяйственных операций приобретает оценка экономичности, продуктивности и результативности соответствующих операций. Решение последней задачи достигается посредством проведения так называемого аудита эффективности. Данный тип аудита (наряду с аудитом соответствия и аудитом финансовой отчетности) назван в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. В ст. 4 данной Декларации указано, что аудит эффективности «направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в т.ч. организационную и административную системы».

В настоящее время доля аудита эффективности в общем объеме контрольных мероприятий в большинстве органов государственного финансового контроля развитых стран мира составляет до 70 %. За почти 20-летний период развития данного аудита сформировались некоторые общепринятые принципы и подходы к его проведению, хотя, безусловно, в каждой стране имеются свои особенности в формах его реализации, определяемые национальным законодательством и практикой, существующими традициями или обычаями.

При этом в большинстве зарубежных стран аудит эффективности связывается, как правило, с определением эффективности использования бюджетных средств, выделенных на выполнение функций государственного управления, реализацию государственных, отраслевых и региональных программ.

Для организации государственного контроля в Республике Беларусь аудит эффективности имеет значение в первую очередь при изучении порядка использования государственных средств, иного государственного имущества, а также налоговых, таможенных льгот или иных мер государственной поддержки (далее — государственные средства).

В рамках государственного контроля аудит эффективности должен реализовываться уполномоченными контролирующими органами. Основная роль здесь отводится органам Комитета государственного контроля и Министерству финансов.

В соответствии со стандартами ИНТОСАИ орган государственного финансового контроля может проводить проверки эффективности и делать выводы о неэффективном расходовании бюджетных средств при наличии законодательно установленного права на данный вид проверок в отношении всех областей деятельности государства, связанных с расходованием бюджетных средств.

Общим правовым основанием для проведения контролирующими органами Республики Беларусь аудита эффективности является норма, закрепленная в абз. 6 п. 3 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (в редакции Указа от 6 декабря 2001 г. № 722) (далее — Порядок). Указанная норма предусматривает, что к числу основных задач, разрешаемых в ходе проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, относятся выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, а также анализ эффективности использования государственного имущества, в т.ч. бюджетных средств.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (37), июль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.