№ 7, июль 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Отражение доходов от реализации путевок

Рубрика «Управление затратами и их учет»

Г.В. ХИМЧЕНКО, консультант управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь

В какой момент турфирма должна отразить в целях налогообложения прибыли доход от реализации путевок? Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, важно, какой метод учета доходов и расходов применяет фирма — по оплате (кассовый) или по отгрузке (метод начисления). Во-вторых, в какой роли выступает фирма — туроператор или турагент. В-третьих, нужно учитывать, как туроператор реализует путевки — самостоятельно или же через посредника.

Реализация у туроператора

Туроператор может реализовывать путевки либо непосредственно своим клиентам, либо привлекая к этому посредников — турагентов. Рассмотрим каждый из этих вариантов более подробно.

Самостоятельная реализация. Если турфирма применяет метод признания доходов по начислению, то выручка от продажи туров признается доходом в момент их реализации. Факт оплаты путевки не имеет значения. При этом туроператоры вправе самостоятельно определять дату реализации путевок туристам, например:

  • в момент передачи туристу путевки и полного комплекта документов (проездных билетов, загранпаспорта с проставленной в нем визой и т.д.);
  • в день начала тура;
  • в день окончания тура, что подтверждается туристским ваучером, копию которого турфирма должна оставить у себя.

Избранный вариант нужно закрепить в учетной политике турфирмы.

Если турфирма применяет кассовый метод, то доходы от реализации будут признаваться в том отчетном периоде, когда фактически получены деньги за путевки.

Примечание. Договор или отчет — что важнее?

По мнениям некоторых специалистов, турагент, применяя в целях налогообложения прибыли метод начисления, должен отразить свое вознаграждение сразу же после реализации путевок, т.е. до утверждения отчета. В обоснование такой точки зрения приводится тот факт, что вознаграждение выплачивается посреднику за исполнение предмета договора, которым является реализация путевок. Получается: реализовал турагент путевки — значит, он выполнил договор, а следовательно, имеет право на вознаграждение.

Однако пока отчет турагента не утвержден, неизвестно, признает ли туроператор договор выполненным. Поэтому мы рекомендуем внести в договор условие о том, что посредник имеет право на вознаграждение после утверждения отчета. В учетной политике агента (комиссионера) также нужно указать, что датой реализации его услуг является дата утверждения отчета.

Реализация через турагента. Если туроператор применяет метод начисления, то днем получения дохода является дата продажи тура, указанная в отчете посредника — турагента.

Если же учет доходов и расходов ведется кассовым методом, то доход от реализации путевок необходимо отразить в том месяце, когда на расчетный счет туроператора поступят деньги за тур.

Реализация у турагента

Если турагент продает туры по посредническим договорам, то момент их реализации определяется таким образом:

  • при использовании метода начисления — на дату утверждения отчета турагента;
  • при использовании кассового метода — на дату получения от туроператора вознаграждения, а если его сумма удерживается из средств, поступивших от туристов, — на дату подписания с туроператором акта зачета взаимных требований.

Учет у туроператора. Туроператорам следует рекомендовать вести учет формирования и продажи тура как производство продукции.

На счете 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы турорганизации, связанные с формированием тура (проживание, питание, страхование, проезд, организация досуга и т.д.), а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства (реклама, дополнительные услуги во время следования к месту отдыха, по оформлению документов, зарплата персонала и др.).

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактически сформированных туров, которые могут быть оформлены ваучерами установленного образца.

Эти суммы могут списываться со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция».

Здесь следует отметить, что туристические фирмы, формирующие собственные туры из отдельно приобретаемых услуг сторонних организаций, часто допускают неточность: при подведении итогов отчетного периода полностью закрывают счета учета издержек производства и таким образом определяют финансовый результат (разница между выручкой от реализации и всей суммой понесенных расходов).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (37), июль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.