№ 7, июль 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

О применении экономических санкций таможенными органами

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

О.В. МАКАРЕВИЧ, начальник отдела методологии таможенных платежей управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Контроль за соблюдением требований таможенных режимов, определенных Таможенным кодексом Республики Беларусь, а также своевременной и полной уплатой таможенных платежей возложен на таможенные органы Республики Беларусь. Такой контроль, как правило, осуществляется путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра товаров, их учета, проверки системы отчетности, осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов и других мест, где могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю.

Наряду с изложенными формами контроля в целях обеспечения соблюдения субъектами предпринимательской деятельности законодательства и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, таможни проводят проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь, таможенных агентов либо иных лиц, деятельность которых контролируется таможенными органами.

Более того, в соответствии с нормами Таможенного кодекса Республики Беларусь вне зависимости от выпуска товаров таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Республики Беларусь, в той части, в которой оно контролируется таможенными органами. При этом таможенные органы имеют право перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами.

Если в результате контроля исполнения физическими лицами и субъектами предпринимательской деятельности возложенных на них обязательств в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей были установлены факты нарушения норм таможенного законодательства — неуплаты таможенных платежей в установленные сроки — у плательщиков возникает таможенная задолженность.

В таком случае таможенные органы организуют процедуру взыскания неуплаченных таможенных платежей. При этом наряду с основными платежами (таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные пошлины, НДС, акциз (если товар подакцизный) подлежат взысканию и экономические санкции.

В качестве экономических санкций рассматриваются финансовые, штрафные санкции, применяемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение таможенного и налогового законодательства Республики Беларусь, связанного с неуплатой таможенных платежей, и установленные ранее действующей ст. 9 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (далее — Закон), либо экономические санкции, установленные п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 мая 2003 г. № 185 «О некоторых вопросах применения таможенными органами Республики Беларусь экономических санкций, наложения ими ареста на имущество и признании утратившими силу некоторых указов и положений указов Президента Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Указ № 185), а также пени.

Особого внимания при изучении вопроса, связанного со взысканием неуплаченных таможенных платежей, требует вопрос начисления пеней.

Пени — это денежная сумма, которую плательщик обязан уплатить в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своей обязанности, связанной с уплатой таможенных платежей в установленные законодательством сроки. Пени также взимаются, когда платежное поручение на уплату таможенных платежей поступило в банк в установленный срок, а денежных средств на текущем (расчетном) счете плательщика не было либо их количество было недостаточно для уплаты суммы таможенных платежей в полном объеме.

В соответствии с Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь предъявление пеней плательщику является одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей наряду с залогом, поручительством, приостановлением операций по счетам в банке, арестом имущества. При этом необходимо отметить, что таможенный орган вправе требовать уплаты пеней всегда, когда плательщик не уплачивает либо несвоевременно уплачивает исключительно таможенные платежи, вне зависимости от того, применены ли другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей или нет.

Таким образом, понятие «пени» можно охарактеризовать следующим образом:

  • пени — денежная сумма;
  • основанием уплаты пеней служит пропуск установленного для исполнения имущественной обязанности (уплаты таможенных платежей) срока;
  • целью их взыскания является обеспечение исполнения имущественных обязанностей.

Из этого можно сделать вывод, что при взыскании процентов за пользование отсрочкой или рассрочкой, пеней и других экономических санкций пени на эти суммы не начисляются, за исключением одного случая, который будет рассмотрен далее.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (37), июль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.