№ 7, июль 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Состав расходов на создание и проведение сертификации системы менеджмента качества в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и в затраты, учитываемые при ценообразовании и налогообложении

Рубрика «Управление затратами и их учет»

Н.И. МИХАЙЛОВА, экономист

 На протяжении длительного периода вопрос отнесения на себестоимость расходов на создание и проведение сертификации системы менеджмента качества и соответственно учета их в составе цены и исключения из состава налогооблагаемой прибыли был открытым и неоднозначным. В целях определения единообразного подхода к формированию себестоимости и ценообразования письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 31 марта 2006 г. № 15-9/205 и Министерства экономики Республики Беларусь от 31 марта 2006 г. № 18-03-17/2995 даны разъяснения по этому вопросу. При применении данного письма также следует учитывать разъяснение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11 апреля 2006 г. № 2-2-13/2042, уточняющее период, с которого применяется порядок включения в облагаемую налогом на прибыль базу расходов на создание и проведение сертификации системы менеджмента качества. Порядок, изложенный в разъяснении, для целей налогообложения применяется с 2006 г. в связи с принятием постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 января 2006 г. № 16, в соответствии с которым Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль изложена в новой редакции.

Положением о государственном надзоре за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроле за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 1998 г. № 1371 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что юридические лица и предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, независимо от формы собственности, должны соблюдать требования, предъявляемые к продукции (работам, услугам), установленные в актах законодательства, обязательные требования действующих в республике стандартов и другой нормативной документации по стандартизации, правила по обязательной сертификации, метрологические нормы и правила, а также обеспечивать показатели качества продукции (работ, услуг), указанные в маркировке и сопроводительной документации.

Согласно Закону Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (с последующими изменениями и дополнениями) система управления качеством — часть общей системы управления, включающая организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для обеспечения качества продукции и (или) услуг.

Статьей 6 указанного Закона определены объекты оценки соответствия:

  • продукция;
  • процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
  • оказание услуг;
  • система управления качеством;
  • система управления окружающей средой;
  • компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;
  • профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;
  • иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия.

Согласно подп. 4.1 Государственного стандарта Республики Беларусь «Системы менеджмента качества» (СТБ ИСО 9001-2001) организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация обязана:

  • определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
  • определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
  • определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
  • обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
  • осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
  • принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями названного стандарта.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (37), июль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.