№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Парламент утвердил отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета

Рубрика «Статистика, аналитика»

А.В. ХОТЬКО, кандидат экономических наук, доцент

Правительство Республики Беларусь ежегодно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Национальное собрание отчет об исполнении республиканского бюджета. Отчет представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового (бюджетного) года по структуре, что и принятый на соответствующий год.

Отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов, равно как и принятие закона о бюджете Республики Беларусь на очередной год, публикуются в печати. Кроме того, результаты исполнения и параметры бюджета, широко обсуждаются в средствах массовой информации.

Исполнение бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Именно здесь выявляются все просчеты в планировании доходной и расходной частей бюджета, осуществляется оценка качества прогнозирования макроэкономических показателей в части их реальности и обоснованности. Организуя исполнение республиканского бюджета, Правительство и в первую очередь Министерство финансов обеспечивают реализацию стратегических показателей бюджетно-финансовой политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов.

Вместе с тем анализ исполнения республиканского бюджета в последние годы позволяет отметить практику корректировки его доходов и расходов, дефицита бюджета. При этом уточнение показателей в течение бюджетного года может проводиться неоднократно. Хотя процесс уточнения показателей бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством, это указывает на отдельные просчеты его разработчиков и парламентариев, а также на недостаточную обоснованность и аргументированность их доводов в диалоге с различного уровня оппонентами. Все это, разумеется, не лучшим образом сказывается на деятельности субъектов бюджетного процесса. Не стало в этой связи исключением и исполнение республиканского бюджета в 2005 г., когда его доходы и расходы неоднократно уточнялись. В связи с этим Президент страны обратил внимание Министра финансов на недопустимость необоснованно частых корректировок бюджета.

В результате внесенных изменений уточненный план по доходам республиканского бюджета на 2005 год составил 20 254 млрд руб., вместо первоначально утвержденного Национальным собранием 18 257 млрд руб., по расходам соответственно — 22 238 и 19 167 млрд руб., дефицит бюджета — 1 984 и 910 млрд руб., или 3,1 и 1,5 % к ВВП.

Направленный Президентом Республики Беларусь 13 июня 2006 г. в Палату Представителей проект Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год» был принят ею 23 июня. 30 июня 2006 г. данный законопроект одобрил Совет Республики, после чего подписал Глава государства. Следовательно, Правительство, обеспечивающее исполнение республиканского бюджета, в целом получило одобрение Парламента и Президента страны проводимой им в 2005 г. бюджетно-финансовой политики.

Результативность исполнения бюджета и эффективность работы народного хозяйства страны взаимообусловлены и взаимосвязаны. Так, рост объемов производства и реализации продукции, увеличение объема прибыли и уменьшение убытков в отраслях экономики способствовали увеличению налогооблагаемой базы и соответственно росту доходной и расходной частей бюджета. В свою очередь бюджетная поддержка реального сектора экономики в 2005 г. в размере 2,3 трлн. руб., а также помощь посредством выдачи кредитов под гарантии Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов с целью повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на внешнем рынке явились важным фактором, обусловившим рост ВВП на 9,2 %, увеличение доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций, рост реальной среднемесячной заработной платы в экономике на 9,2 % и т.д. В целом же в 2005 г. бюджетная политика была ориентирована на выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы, в т.ч. на поддержание макроэкономической стабильности, достижение высоких темпов экономического роста, повышение уровня жизни и социальной защиты населения. Например, бюджетные ассигнования позволили обеспечить повышение заработной платы в бюджетной сфере в декабре 2005 г. до уровня 249 долл. США (в эквиваленте) при запланированном росте в размере 225 долл. США и т.д.

За 2005 г. республиканский бюджет исполнен по доходам на 105,1 % к уточненному годовому плану и на 116,6 % к первоначальному (21 293 млрд руб.). Полученные в прошлом году доходы республиканского бюджета на 52,8 %, а в сопоставимых условиях (без учета инновационных фондов) на 45,4 % превышали платежи 2004 г. Выполнение уточненного годового плана по доходам обеспечено по всем основным доходным источникам и в разрезе регионов.

Поступления налога на добавленную стоимость, занимавшего в 2005 г. наибольший удельный вес в объеме текущих налоговых доходов (45,2 % и 19,3 % в общей величине доходов республиканского бюджета), возросли по сравнению с предыдущим годом в 1,7 раза и составили 4 111 млрд руб., или 104,4 % к уточненному плану. Решающее влияние на рост поступлений налога на добавленную стоимость оказала ратификация Соглашения между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (38), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.