№ 9, сентябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Таможенные сборы

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

О.В. МАКАРЕВИЧ, начальник отдела методологии таможенных платежей управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

При рассмотрении вопросов, связанных с уплатой таможенных платежей, как правило, говорят о взимании таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость. Действительно, бюджетные поступления от взимания именно этих таможенных платежей составляют около 95 % поступлений от деятельности таможенных органов Республики Беларусь.

Вместе с тем нельзя забывать, что на таможенные органы возложено взимание и иных платежей, в т.ч. платежей, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. В данном случае речь идет о таможенных сборах.

До недавнего времени для того, чтобы исчислить и уплатить таможенные сборы, таможенные органы и лица, которым по службе либо в частном порядке приходилось иметь дело с таможней, должны были изучить несколько нормативных правовых актов.

Например, таможенный сбор за таможенное оформление установлен Таможенным кодексом Республики Беларусь, его ставки утверждены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29 марта 2005 г. № 17 «О размерах таможенных сборов за таможенное оформление», а порядок исчисления и уплаты — Инструкцией о порядке исчисления, уплаты и контроля за уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 11 мая 2005 г. № 28. Ставки, а также порядок исчисления и уплаты иных таможенных сборов определялись постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 1998 г. № 1011 «О ставках сборов, предусмотренных таможенным законодательством» и постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 2 июля 2004 г. № 54 «Об утверждении ставок отдельных видов таможенных платежей и определении порядка их исчисления и уплаты».

В настоящее время исчерпывающий перечень сборов, взимание которых производится таможенными органами, определен Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» (далее — Указ), который вступает в силу с 1 августа 2006 г.

Указ издан с целью установления четкого и единообразного порядка при исчислении и уплате таможенных сборов, взимание которых возложено на таможенные органы.

Очевидно, что взимание таможенных сборов невозможно, если не определен соответствующий порядок. Четкий механизм их исчисления и уплаты важен как для субъектов предпринимательской деятельности, которым необходимо производить уплату соответствующего сбора, так и для таможенных органов, обязанных обеспечить надлежащий контроль полноты и своевременности такой уплаты.

Известно, что таможенный сбор считается установленным и подлежащим взиманию, если определено, кто должен его платить (плательщик), по какой ставке, в какой срок, кому, в какой валюте и на какой счет, как исчисляется сбор и в каких случаях он может не уплачиваться.

За что же нужно платить?

Указом определено, что сборы будут взиматься за таможенное оформление и таможенное сопровождение товаров; за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; за выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, и включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей. Если субъект внешнеэкономической деятельности хочет получить предварительное решение, например, по классификации товара, его таможенной стоимости и стране происхождения, он может получить такое решение на таможне, оплатив при этом сбор за принятие таможенным органом предварительного решения.

Из всей совокупности сборов, взимание которых возложено на таможенные органы в соответствии с Указом, особого внимания заслуживает сбор за таможенное оформление, поскольку его взимание непосредственно связано с выдачей таможенного разрешения на использование товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь до тех пор, пока таможенные платежи, в т.ч. сборы за таможенное оформление, не будут уплачены, товары, находящиеся под таможенным контролем, не могут быть перемещены через таможенную границу, а заинтересованные в таком перемещении лица не допускаются к пользованию ими.

С учетом мировой практики исключение сделано для тех субъектов, чьи транспортные средства осуществляют международные перевозки грузов, пассажиров и багажа. Они освобождены от уплаты сбора за таможенное оформление. Не надо его платить и за товары, помещаемые под таможенные режимы транзита или отказа от них в пользу государства, а также за товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и их работниками, если они не являются гражданами Беларуси. Без сбора за оформление можно перевозить бланки книжек МДП, перемещаемые между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков и Международным союзом автомобильного транспорта, карнеты АТА или их части, а также товары, ввозимые с применением карнета АТА, при условии их полного освобождения от обложения таможенными пошлинами и налогами. В группу включены и товары стоимостью не более 100 евро, товары, за которые не уплачиваются таможенные пошлины и налоги, а также товары, предназначенные для ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, акцизные марки и идентификационные знаки.

Товары, при таможенном оформлении которых не уплачиваются сборы за таможенное оформление, являются условно выпущенными. Их использование либо распоряжение ими на таможенной территории Республики Беларусь сопряжено с определенными ограничениями и условиями.

К таким товарам, например, можно отнести товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) вывозимые с этой территории в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Их вывоз либо использование на территории Республики Беларусь может осуществляться только в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (39), сентябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.