№ 3, март 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Учет расходов, связанных с доставкой товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, при определении их таможенной стоимости

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

Л.А. БИТУС, главный инспектор управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Статьей 14 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2151-XII «О Таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон) установлено, что при определении таможенной стоимости товара в цену сделки, помимо иных составляющих, необходимо включать расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь, если они не были ранее в нее включены в соответствии с коммерческими (базисными) условиями поставки, определенными внешнеторговым договором. При этом такие расходы включают в себя стоимость транспортировки, расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров.

При осуществлении доставки, как правило, возникают затраты, связанные со страхованием. Законом определено, что плата за страхование (страховая премия) учитывается при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

В случае поставки одной партии товаров разных наименований определение расходов по доставке (стоимость транспортировки и расходов по погрузке, разгрузке, перегрузке, перевалке товара) осуществляется между товарами различных наименований пропорционально величине, определяемой отношением веса брутто каждого товара к весу брутто партии товара, а расходы по страхованию — пропорционально их стоимости.

При этом согласно подп. 3.4 Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация», утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 9 июля 1998 г. № 246-ОД, под партией товаров понимается совокупность товаров, поставка которых осуществляется на одних и тех же условиях в рамках одной внешнеэкономической операции по одному товаросопроводительному документу.

В статье 14 Закона определены расходы и платежи, которые не должна включать в себя таможенная стоимость, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, в т.ч. расходы по доставке товара после его ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь.

Пунктом 26 Инструкции о порядке и контроле таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь, утвержденной постановлением Государственного Таможенного комитета Республики Беларусь от 5 июля 2005 г. № 46 (далее — Инструкция), установлен перечень документов, которые декларант должен представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости при ее определении путем применения метода по цене сделки с ввозимым товаром (метод 1), в т.ч.:

  • страховые документы, если они имеются, в зависимости от условий поставки;
  • счет за транспортировку или заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки.

Кроме того, п. 40 Инструкции перечислены документы, которые могут быть использованы декларантом для подтверждения заявленных им сведений о расходах по доставке товара, в т.ч. по таможенной территории Республики Беларусь, а именно:

  • документы, определяющие отношения сторон в сделке по оказанию услуг по доставке товаров от места отправления до места назначения, такие как договор на доставку груза, содержащий сведения о лицах, заключивших договор, предмет договора, его стоимость и условия оплаты (платежа). При этом в качестве заказчика услуг по доставке товаров могут выступать как продавец товаров, так и покупатель, а в ряде случаев — третье лицо, действующее от имени или по поручению одного из них (как правило, это экспедиторская фирма);
  • счет-фактура, который идентифицируется с договором доставки. При этом необходимо иметь в виду, что в случае представления декларантом счета-фактуры, содержащего наименования сторон, заключивших договор на перевозку, получателя товаров, условия оплаты, а также четкое определение обязательств исполнителя (например, погрузка товаров на транспортное средство, транспортировка от места отправления (погрузки) до места ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь и от места ввоза до места назначения (разгрузки), разгрузка товаров с транспортного средства и прочее), такой счет-фактура может выступать в качестве договора на доставку товаров;
  • банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты услуг по доставке товаров в соответствии с выставленным счетом-фактурой;
  • документы и сведения, подтверждающие дальность перевозки, если величина транспортных расходов рассчитывалась на основании тарифов на перевозку соответствующим видом транспорта и (или) дальности перевозки.

Одновременного представление всех документов, перечисленных в п. 40 Инструкции, не требуется. Состав документов, необходимых для подтверждения расходов по доставке и страхованию товара (в т.ч. по таможенной территории Республики Беларусь), определяется ст. 22 Закона, которой установлены права и обязанности декларанта. Так, в обязанности декларанта входит заявление таможенной стоимости товара и представление сведений, относящихся к ее определению, основывающихся на достоверной, документально подтвержденной и количественно определимой информации.

Следует обратить внимание, что если доставка товара осуществлялась безвозмездно либо с помощью собственных транспортных средств, то в его таможенную стоимость включается сумма, рассчитанная исходя из действующих на момент транспортировки тарифов на перевозку соответствующим видом транспорта. При отсутствии данных о единых тарифах на перевозку указанным видом транспорта для расчета транспортных расходов должны использоваться данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.

Согласно п. 37 Инструкции таможенный орган не вправе требовать представления документов в отношении составляющих расходов на доставку товаров, вошедших в цену сделки, или документов о стоимости отдельных операций по доставке товара (например, стоимости хранения или погрузки), если они являются частью общего договора на оказание услуг по доставке товара.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (45), март 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.