№ 5, май 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Административная ответственность за нарушение таможенного законодательства в части неуплаты таможенных платежей

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

С.В. НАСУТА, начальник отдела таможенных платежей Минской региональной таможни

С 1 марта 2007 г. согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 208-З вступили в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. (далее — ПИКоАП).

Главной новацией КоАП является то, что административные взыскания за совершение административных правонарушений (противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, действие или бездействие в виде оконченного административного правонарушения либо покушения на административное правонарушение, за которое установлена административная ответственность) налагаются не только на физических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

С марта 2007 г. таможенные органы уже не применяют экономические санкции к субъектам хозяйствования, не уплатившим таможенные платежи в бюджет либо нарушившим сроки их уплаты, которые были предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» (далее — Указ № 419). В соответствии с п. 10 Указа его п. 1, 2, 4–6 действуют до дня вступления в силу КоАП и ПИКоАП.

Таким образом, до 1 марта за нарушение таможенного и налогового законодательства, связанного с уплатой таможенных платежей, таможенные органы к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям применяли следующие санкции (согласно ст. 52 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и Указу № 419):

  • пени за исполнение обязательства по уплате таможенных платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки (ст. 52 НК);
  • штраф за неуплату или неполную уплату в установленный срок суммы таможенного платежа, в т.ч. совершенную путем занижения, сокрытия налоговой базы (подп. 1.6 Указа № 419);
  • наложение штрафа на банк за нарушение порядка и сроков исполнения поручений плательщика на перечисление таможенного платежа, пени, а также решений таможенного органа об их взыскании за счет денежных средств плательщика на счете в банке (подп. 1.9 Указа № 419);
  • наложение штрафа на банк за исполнение банком при наличии у него решения таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика его поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанности по уплате таможенного платежа, пени (подп. 1.10 Указа № 419).

Кроме экономических санкций, налагаемых на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение таможенного законодательства, конкретные физические лица (декларанты, должностные лица субъектов предпринимательской деятельности) несли также ответственность:

  • административную (например, неуплата таможенных платежей в установленные сроки, согласно ст. 19344 ранее действовавшего КоАП влекли наложение штрафа на граждан в размере от 20 до 100 базовых величин (далее — БВ), а на должностных лиц — от 100 до 200 БВ);
  • уголовную (штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до шести месяцев, или лишение свободы на срок до трех лет за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, согласно ст. 231 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Применение мер воздействия за совершение административного таможенного правонарушения либо уголовного преступления не освобождало от обязанности уплаты таможенных платежей и экономических санкций.

С 1 марта 2007 г. из указанных санкций таможни взыскивают только пени за исполнение обязательства по уплате таможенных платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты (взыскания) таможенных платежей, за каждый календарный день просрочки, начиная со дня возникновения таможенной задолженности и включая день ее добровольного погашения или взыскания в бесспорном порядке.

Вместе с тем, это не означает, что неуплата субъектами предпринимательской деятельности таможенных платежей в установленные сроки не влечет за собой ответственности. Новый КоАП кроме административной ответственности физических и должностных лиц вводит административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 4.8 КоАП). При этом вместо ранее выносимых в соответствии с Инструкцией о возникновении и прекращении налогового обязательства, возникновении и прекращении обязательства по уплате процентов, возникновении и погашении таможенной задолженности и задолженности по процентам, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 января 2004 г. № 9 (с изменениями и дополнениями), решений о применении к должнику экономических санкций административные санкции применяются в рамках административного процесса. Лицо подлежит административного ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административное взыскание за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения и таможенного регулирования может быть наложено не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения. За совершение административного правонарушения, протоколы по фактам совершения которых уполномочены составлять должностные лица таможенных органов (далее — АП), могут применяться следующие виды административные взыскания:

  • штраф;
  • административный арест;
  • конфискация;
  • взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

КоАП определяет минимальный и максимальный размер штрафа, который может быть наложен на виновных лиц (см. табл.).

Таблица

Минимальный и максимальный размеры штрафов согласно КоАП

Виновное лицо

Размер штрафа

минимальный

максимальный

Физическое лицо

0,1 БВ

50 БВ

Индивидуальный предприниматель

2 БВ

200 БВ

Юридическое лицо

10 БВ

1000 БВ

В приложении приведем основные нарушения таможенного законодательства, совершение которых может привести к возбуждению в отношении физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя дела об административном таможенном правонарушении, с указанием органа, уполномоченного рассматривать дела по таким правонарушениям.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (47), май 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.