№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

О вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

Ю.П. МАЛЯВКО, консультант Министерства экономики Республики Беларусь

Представляемые государственными предприятиями и организациями в форме статистической отчетности данные об использовании имеющихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении площадей свидетельствуют о том, что в республике имеется довольно значительное количество неиспользуемых площадей, расположенных в производственных, общественных и административных зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности.

Наличие у государственных предприятий и организаций неиспользуемых зданий, сооружений и нежилых помещений не только не приносит дохода этим предприятиям и организациям, но и требует от них определенных расходов на поддержание этих объектов в надлежащем состоянии, уплаты налога на недвижимость, платы за землю.

Основная масса неиспользуемых площадей располагается не в крупных городах, а в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, районных центрах.

В целях вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» (далее — Указ № 108).

Предусматриваемое Указом № 108 вовлечение в хозяйственный оборот касается закрепленного за республиканскими и коммунальными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления неиспользуемого государственного имущества, под которым понимаются здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не используемые в хозяйственном обороте более двух лет, а также незаконсервированные не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений) с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, степень готовности которых не превышает 60 %.

Одним из обязательных условий отнесения вышеназванного государственного имущества к категории неиспользуемого является невостребованность этого имущества республиканскими и коммунальными юридическими лицами.

Для вовлечения в соответствии с Указом № 108 в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, это имущество должно быть включено в специальный перечень неиспользуемого имущества, который ежегодно утверждается Советом Министров Республики Беларусь до 1 мая.

Согласно Указу № 108 неиспользуемое государственное имущество, находящееся в республиканской собственности, предусматривается вовлекать в хозяйственный оборот следующим образом:

  • продажа на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством;
  • передача в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц;
  • безвозмездная передача в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц.

Для каждого из указанных путей вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества предусмотрены определенные условия.

В частности, при продаже неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, обязательными условиями такого аукциона являются:

  • осуществление покупателем предпринимательской деятельности на данном объекте, создание им дополнительных рабочих мест;
  • запрещение покупателю продажи, иного отчуждения объектов до выполнения им условий договора купли-продажи.

Следует отметить, что аукцион с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, должен быть открытым. К участию в аукционе допускаются негосударственные юридические лица, индивидуальные предприниматели, представившие документы на участие в аукционе в соответствии с законодательством и внесшие задаток в сумме, равной одной базовой величине, определенной законодательством.

Передача неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц осуществляется только под конкретные инвестиционные проекты на срок их реализации, а также в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования. В связи с этим данными субъектами хозяйствования должны быть представлены инвестиционные проекты, прошедшие в установленном законодательством порядке государственную комплексную экспертизу инвестиционных проектов.

Отражаемые в договоре условия передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества устанавливаются комиссией по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, создаваемой в соответствии с Положением о порядке отчуждения и передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденным Указом № 108.

Безвозмездная передача в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, может осуществляться после истечения срока безвозмездного пользования этим имуществом и при выполнении пользователем условий, предусмотренных в договоре безвозмездного пользования.

При безвозмездной передаче неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц обороты по безвозмездной передаче этого имущества не подлежат налогообложению налогами, сборами, взимаемыми в республиканский бюджет.

Таким образом, установленное Указом № 108 вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, тесно связано с обязательным осуществлением предпринимательской деятельности на данном объекте и предусматривает использование этого имущества для ведения производства, предполагающего организацию выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг и как следствие — создание рабочих мест.

Следует отметить, что действие Указа № 108 не распространяется на отчуждение:

  • имущества, изъятого, арестованного, конфискованного, обращенного в доход государства иным способом, которое осуществляется в порядке исполнения судебных постановлений;
  • имущества ликвидируемого республиканского юридического лица в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • государственного имущества в процессе приватизации, по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • имущества военного назначения, а также высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных сил Республики Беларусь.

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, указанными путями по существу является распоряжением данным имуществом. Поэтому решение о продаже неиспользуемого имущества на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, о передаче его в безвозмездное пользование индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц, а также о безвозмездной передаче в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц принимаются должностными лицами, государственными органами и иными государственными организациями, уполномоченными согласно законодательным актам на принятие решения по распоряжению соответствующим имуществом, на основании заключений комиссий по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (48), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.