№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Подписка на свежие линии: RSS Подписка

8 апреля с 12:00 до 15:00 обсуждается тема:

Оплата труда в коммерческих организациях

На вопросы отвечает:

Асоскова
Галина
Федоровна
Скачать ознакомительный номер (3,5 Мб)
Анкета читателя
Письмо в редакцию
Задайте ваш вопрос
Rating All.BY Каталог TUT.BY

Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. № 55/60/59/38

Рубрика «Статистика, аналитика»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

С принятием постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. № 55/60/59/38 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения» (далее —постановление) фактически завершается формирование новой правовой базы, вызванное вступлением в силу с 1 июля 2007 г. Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее — Указ № 119), которым изменен механизм применения упрощенной системы налогообложения. Так как обсуждению этого важного вопроса в настоящее время уделяется значительное внимание, следует напомнить, что Указом № 119 для организаций и индивидуальных предпринимателей, избравших данную форму налоговых взаимоотношений с государством, предложены новые правила представления документов и уплаты налога, не требующие получения патента и выполнения иных действующих до 1 июля 2007 г. процедур. Для реализации Указа № 119 уже утверждены формы налоговой декларации (расчета) по налогу при упрощенной системе налогообложения и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (постановление МНС от 20 апреля 2007 г. № 62), подготовлен перечень нормативных правовых актов, которые в ближайшее время должны быть признаны утратившими силу либо переработаны с последующим включением отдельных предписаний в новую нормативную базу, определены переходные положения, позволяющие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без особых потерь времени и финансовых затрат продолжить свою деятельность в рамках упрощенной системы налогообложения.

Постановлением утверждена форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — книга учета доходов и расходов), которая предназначена для накопления информации по проводимым ими хозяйственным операциям, с отражением их в хронологической последовательности за налоговый период на основе первичных учетных документов, подтверждающих факт совершения таких операций. Необходимость ведения плательщиками книги учета доходов и расходов предусмотрена Указом № 119 для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, не уплачивающих налог на добавленную стоимость и освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 294, которое прекращает свое действие с 1 июля 2007 г. (признано утратившим силу постановлением Совета Министров от 27 апреля 2007 г. № 539), установлены единые методологические основы ведения бухгалтерского учета и отчетности при упрощенной системе налогообложения. Ведение бухгалтерского учета являлось обязательным, в т.ч. для малых предприятий, даже при отсутствии у них бухгалтерской службы. В таком случае эти юридические лица вынуждены были заключать договоры со специализированными организациями или конкретным специалистом для выполнения бухгалтерского учета. Вне зависимости от количества работающих в организации, как правило, требовалось вести бухгалтерский учет с использованием регистров, предусмотренных нормативными правовыми актами по применению единой журнально-ордерной формы делопроизводства или по формам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным Приказом Министерства финансов от 24 апреля 1998 г. № 113 для упрощенной системы налогообложения. И в том и в другом случае это была громоздкая, трудоемкая и затратная процедура, зачастую не имеющая объективных оснований к применению.

Так, Министерство финансов Республики Беларусь для упрощения процедуры ведения бухгалтерского учета предложило малым предприятиям использовать рабочий План счетов бухгалтерского учета с сокращенной системой счетов, в процессе применения которого организация сводит учет отдельных средств и их источников на определенных счетах бухгалтерского учета согласно группировке их в типовом Плане счетов бухгалтерского учета. Как вариант допускалось применение упрощенной формы бухгалтерского учета, которая велась по простой форме без использования регистров учета имущества малого предприятия либо с использованием таких регистров. В определенной степени эти меры улучшили ситуацию с бухгалтерской отчетностью. В то же время для организаций непроизводственной сферы, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, не имеющих собственного имущества и не осуществляющих затратных производств, даже упрощенная система учета оказалась неприемлемой. Учитывая эти особенности, для них была введена регистрация операций в Книге учета хозяйственных операций по установленной форме. Анализ практических наработок в этой области привел к тому, что сначала в Указе № 119, а затем и в актах более низкого уровня произошла замена существующих правил бухгалтерского учета и отчетности на более простые, понятные и не требующие привлечения дополнительных специалистов. Достаточно подробно новый порядок изложен в комментируемом постановлении.

Обязанность ведения книги учета доходов и расходов предусмотрена для республиканских и коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, и хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. Так как объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения признается предпринимательская деятельность, а налоговой базой — валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций, при отсутствии общеустановленного порядка бухгалтерского учета правильное исчисление налогов при этой системе будет возможно только при условии ведения книги учета доходов и расходов.

Книга учета доходов и расходов состоит из пяти разделов. В первом разделе осуществляется учет доходов путем отражения в 7 графах следующих сведений о хозяйственных операциях плательщика: указывается наименование, номер и дата составления документа, являющегося основанием для внесения суммы выручки в расчет при определении налоговой базы; содержание операции. При отражении размера дохода по каждой операции в составе общего его размера по налоговому периоду и в итоге с начала года отдельно указывается выручка от реализации товаров, (работ, услуг), внереализационные доходы, выручка от реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Раздел второй посвящен учету обязательств налоговым агентом. Его заполняют юридические лица и те индивидуальные предприниматели, которые привлекают к своей деятельности иных физических лиц, в связи с чем удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в установленном законодательством порядке. Этот раздел состоит из трех пунктов:

  1.  Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
  2. Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее — налог на добавленную стоимость).
  3. Подоходный налог.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (48), июнь 2007.