№ 8, август 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Актуальные вопросы валютного контроля

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

В.В. ШУЛЕКОВСКИЙ, экономист

Прежде чем вести речь о валютном контроле, рассмотрим само его понятие.

С научной точки зрения государственный валютный контроль — это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.

Валютный контроль в Республике Беларусь определяется требованиями специального валютного законодательства.

С теоретической точки зрения нормативно-правовые акты по валютному контролю выглядят почти безупречно, во всяком случае, на первый взгляд. Но на практике адаптация норм данных актов банками происходит непросто, поэтому зачастую требуется разъяснение тех или иных положений актов законодательства по валютному контролю.

Иногда бывает сложно увязать в единую логическую взаимосвязь отдельные нормы различных документов валютного, гражданского, правового и других законодательств, особенно когда времени для принятия банком какого-либо решения, устраивающего как клиента, так и банк, являющийся агентом валютного контроля, крайне мало. В данной ситуации требуется мобилизация потенциала как валютных подразделений, так и юридических служб банка.

Одним из вариантов решения данной проблемы является обращение к вышестоящему органу — Национальному банку.

Периодически в своей работе банки сталкиваются с некоторыми проблемами таможенно-банковского контроля внешнеторговых операций. Так, например, внешнеторговым договором предусмотрено прекращение обязательств по договору одновременно с окончанием срока его действия, но клиент представляет в банк дополнительное соглашение к договору, в котором оговорено продление срока его действия.

В соответствии с подп. 3.9 постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 7 июля 2001 г. № 32 «О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами» (далее — постановление № 32) при регистрации паспорта сделки должностное лицо таможенного органа на всех листах договора и приложений, дополнений к нему, имеющих отношение к такой регистрации, проставляет номер паспорта сделки и заверяет его личной номерной печатью.

Если дополнительное соглашение к договору заключено и оформлено в силу изменения условий договора, при котором требуется оформление и регистрация нового паспорта сделки, таможенный орган действует согласно подп. 3.9 постановления № 32. На другие случаи, касающиеся составления дополнительных соглашений, в т.ч. и в отношении продления сроков действия основного договора, данное требование не распространяется. Следовательно, банк не обязан требовать от клиента наличия соответствующих отметок на дополнительных соглашениях к договору, если они не связаны с изменениями в договоре, требующими регистрации нового паспорта сделки.

Нужно отметить, что работник банка, осуществляющий исполнение платежных поручений клиента по внешнеторговому договору, должен хорошо знать требования нормативных документов по валютному контролю. Порой возникает ситуация, когда при поступлении юридическому лицу частичной оплаты от экспорта товаров по внешнеторговому договору, предусматривающему 100-процентную предоплату, клиентом в течение 5 рабочих дней после поступления на его счет денежных средств в банк представляется только внешнеторговый договор. Но банк не всегда уверен, нужен ли в данном случае еще и паспорт сделки, чтобы иметь полную информацию о поступлении средств.

В соответствии с подп. 3.4 постановления № 32 не требуется регистрация паспорта сделки при экспорте по договорам, расчеты по которым предусмотрены на условиях 100-процентной предоплаты, при условии представления экспортером в таможню подтверждения белорусского банка о поступлении на его счет денежных средств в оплату за все товары, указанные в договоре, или документального подтверждения экспортером факта приема им наличных денег в оплату за все товары, указанные в договоре, путем представления таможне копии приходного ордера.

При этом из данного постановления, как и из других нормативных актов по валютному регулированию и валютному контролю, не следует, что предоплата не может осуществляться частями. В случае, когда 100-процентная предоплата осуществляется частями, банку нет необходимости требовать представления паспорта сделки, поскольку контроль за исполнением условий поставки товаров возложен на таможенные органы, которые обязаны потребовать от экспортера регистрации паспорта сделки в случае изменения условий договора.

Внешнеторговые сделки могут содержать самые разнообразные условия их исполнения, и в каждом отдельном случае необходимо индивидуализировать контроль осуществления таких сделок. Например, резидент заключил внешнеторговый импортный договор с нерезидентом на условиях 100-процентной предоплаты. Денежные средства были перечислены, однако нерезидент не выполнил своих обязательств по поставке товаров, но при этом предложил направить причитающиеся средства на оплату сырья и материалов для собственного производства, поступивших резиденту по договору с другим нерезидентом. Перед банком встает вопрос: исполнять или не исполнять платежные инструкции клиента в соответствии с данным порядком расчетов?

При этом вновь возникает необходимость обратиться к первоисточникам. Согласно подп. 2.2 Указа Президента Республики от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 7) расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за исключением случаев, когда платежи осуществляются со счетов нерезидентов Республики Беларусь либо если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.

На первый взгляд, в данном случае платеж резидента по договору со вторым нерезидентом может быть осуществлен со счета нерезидента — должника по первому договору. При этом будет выполнено требование Указа № 7 в отношении неденежной формы прекращения обязательств, поскольку резиденту поступили сырье и материалы для собственного производства. Это произойдет тогда, когда резидент заключит с первым нерезидентом дополнительное соглашение к договору, основным условием которого будет изменение формы прекращения обязательств с денежной на товарную (товаром в данном случае будет выступать сырье и материалы для собственного производства), а со вторым нерезидентом — договор уступки требования.

Однако согласно подп. 2.6 Указа № 7 резидент обязан обеспечить поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары. Это значит, что имеется в виду поступление товаров именно по заключенному договору, именно этих товаров и именно от данного нерезидента. Если по вине поставщика товаров резидент не может выполнить данное требование, он обязан потребовать выполнения нерезидентом предусмотренных в договоре условий по возврату ранее перечисленных денежных средств.

Требование подп. 2.2 Указа № 7 в отношении оплаты импорта со счетов нерезидентов применимо лишь тогда, когда нерезидент — плательщик не связан с резидентом, за которого он платит, отношениями торгового характера.

На практике может возникнуть вопрос о том, нужно ли переоформлять паспорта сделки, оформленные в банке, который в результате реорганизации был присоединен к другому банку?

В этом случае уместно обратиться прежде всего к гражданскому законодательству. В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Вместе с тем вышеизложенное не означает правомерность использования паспортов сделки, завизированных в банке и зарегистрированных таможенными органами, но подлежащих исполнению в другом банке, поскольку согласно подп. 3.5 постановления № 32 в случае изменения банковских реквизитов плательщика при импорте и получателя платежа при экспорте таможенные органы по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки, оформленный в соответствии с условиями договора и отдельно подписанными дополнениями (изменениями) к нему с указанием в новом паспорте сделки номера предыдущего.

Перерегистрация паспорта сделки законодательством не предусмотрена.

Следовательно, клиенты банка обязаны оформить дополнительные соглашения к внешнеторговым договорам, условием которых должно стать изменение банковских реквизитов.

Однако Национальный банк, принимая во внимание тот факт, что в данном случае изменение условий договора произошло не по воле договаривающихся сторон, а по обстоятельствам, не зависящим от них, и учитывая содержание ст. 54 ГК, полагает целесообразным при проведении либо получении платежей по внешнеторговым операциям включить в перечень документов, необходимых для валютного контроля, документ произвольной формы (уведомление, соглашение), свидетельствующий об изменении банковских реквизитов, произошедшем в результате реорганизации обслуживающего банка.

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что законодательство не может быть настолько идеальным, чтобы исключить любые вопросы по его применению. Поэтому необходим комплексный и системный подход к рассмотрению того или иного вопроса или проблемы, возникающей в процессе исполнения требований законодательства. На практике это означает, что при решении встающих перед сотрудниками банков вопросов нужно комбинировать методы их решения — от привлечения представителей различных структур банка до непосредственных консультаций и письменных запросов в Национальный банк, который, в свою очередь, при необходимости может рассмотреть эти запросы, прибегнув к консультациям других органов валютного регулирования и валютного контроля.

Основополагающим документом при совершении внешнеторговых сделок является внешнеторговый договор. И зачастую он становится предметом различного рода споров, возникающих между клиентами и обслуживающими их банками.

Применительно к нашему законодательству понятие внешнеторгового договора дано в подп. 2.16 Указа № 7. Внешнеторговый договор — договор между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, предусматривающий возмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг. Однако самые серьезные проблемы в практической деятельности предприятий, организаций и обслуживающих их банков возникают не столько в определении внешнеторгового договора, сколько в условиях, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таких договорах.

Зачастую участники внешнеторговых сделок считают, что претензии контролеров в отношении составления внешнеторговых договоров необоснованны. Так ли это на самом деле?

В соответствии со ст. 390 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (50), август 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.