№ 1, январь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Изменение срока уплаты таможенных платежей до двух месяцев

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

О.В. МАКАРЕВИЧ, начальник отдела методологии таможенных платежей Управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Таможенные платежи имеют строго определенные сроки уплаты. Как правило, они определяются либо календарной датой, либо истечением периода времени, либо указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Для каждого платежа устанавливается отдельный срок уплаты, однако применительно к таможенным платежам сроки уплаты совпадают.

Помещая товары под таможенные режимы свободного обращения, экспорта либо временного ввоза срок уплаты таможенных платежей ограничен днем выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под соответствующий таможенный режим. При наступлении иных обстоятельств, требующих уплаты таможенных платежей, сроки такой уплаты закреплены нормами Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) и не всегда связаны с выдачей свидетельства о помещении товаров под таможенный режим.

Таможенным кодексом предусмотрена возможность изменения срока уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении в виде отсрочки такой уплаты. При этом необходимо соблюдать установленные требования по ее получению и исполнению.

Порядок получения отсрочки

Отсрочка может быть предоставлена только при наличии следующих оснований:

  • причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из республиканского или местных бюджетов или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
  • перемещение через таможенную границу товаров, подвергающихся быстрой порче;
  • осуществление поставок по международным договорам Республики Беларусь;
  • перемещение через таможенную границу посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, товаров для кормления животных, сырья, а также материалов, комплектующих изделий, технологического оборудования и запасных частей к нему, ввозимых для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Это исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых можно претендовать на получение отсрочки. Иные обстоятельства не рассматриваются как основания для отсрочки и, соответственно, влекут отказ в ее предоставлении.

Отсрочка может быть предоставлена только той организации или индивидуальному предпринимателю, которые являются плательщиками таможенных платежей.

Понятие «плательщик» раскрывается в ТК. В частности, установлено, что плательщиками таможенных платежей являются те плательщики налогов, сборов (пошлин), на которых ТК либо иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате таможенных платежей.

Например, если речь идет об уплате таможенных платежей при декларировании товаров для их помещения под таможенный режим, то плательщиком с момента принятия таможенной декларации является декларант, т.е. лицо, которое заявляет от своего имени в таможенной декларации сведения о товарах, либо от имени которого такие сведения заявляются таможенным агентом (представителем). 

При этом следует различать понятия «плательщик таможенных платежей» и «лицо, фактически производящее уплату». Последнее понятие более широкое и может включать в себя не только плательщика таможенных платежей, но и любое иное лицо, которое воспользовалось своим правом и фактически уплатило таможенные платежи за плательщика.

Отсрочка уплаты таможенных платежей предоставляется исключительно таможенными органами, а точнее той таможней, в которой осуществляется либо будет осуществляться таможенное оформление товаров. Именно в эту таможню плательщик должен письменно подать заявление, содержащее:

  • информацию о плательщике, который желает использовать отсрочку по уплате таможенных платежей;
  • сведения о документах, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Республики Беларусь (контракт, счет-фактура и товарно-транспортная накладная (CMR, прочее)).

Эти же сведения указываются декларантом в таможенной декларации. В частности, в графе 44 «Дополнительная информация/представляемые документы» таможенной декларации под кодом 61 указываются реквизиты контракта (договора), под кодом 62 — счета-фактуры (инвойса, счета-проформы, проформы-инвойса), а под кодом 64 — товарно-транспортной накладной.

Таким образом, указание в заявлении реквизитов документов, имеющих отношении к товарам, перемещаемым через таможенную границу, позволит в дальнейшем, уже при таможенном оформлении, идентифицировать товары, по которым предоставлена отсрочка, с перемещаемыми товарами. Это достигается путем сопоставления сведений заявления и таможенной декларации:

  • о таможенных платежах, по которым плательщик желает использовать отсрочку, и суммах такой отсрочки. При этом необходимо помнить, что плательщик по своему усмотрению может использовать отсрочку как по одному так и по нескольким видам таможенных платежей, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части;
  • о сроке отсрочки.

При указании таких сведений перед плательщиком стоит задача правильного исчисления срока. Согласно ТК отсрочка уплаты таможенных платежей может быть предоставлена на срок не более двух месяцев. Течение такого срока начинается со дня, следующего за днем принятия таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим, требующий уплаты таможенных платежей. Заканчивается максимальный срок отсрочки через два месяца, в ту же дату, в которую таможенная декларация была принята. Однако если такое совпадение дат невозможно в связи с тем, что в месяце оно отсутствует, то последним днем отсрочки будет являться последнее число такого месяца.

Например, дата принятия таможенной декларации — 20 апреля. Срок в два месяца — с 21 апреля по 20 июня включительно. Дата принятия таможенной декларации — 30 декабря. Срок в два месяца — с 31 декабря по 28 (29) февраля включительно.

Как и любой финансовый документ, заявление на отсрочку должно быть заверено подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации (при их наличии).

Желательно, чтобы заявление было подано в таможню в двух экземплярах. В это случае первый экземпляр заявления впоследствии будет выдан плательщику, а второй — останется в делах таможни.

Напомним, что отсрочка предоставляется только при наличии перечисленных выше оснований. Это значит, что наряду с заявлением плательщик также должен представить в таможню документы, однозначно свидетельствующие о наличии у него оснований для отсрочки.

Следует также отметить, что отсрочка дается только при условии предоставления таможенным органам обеспечения уплаты. Это специальная мера, стимулирующая уплату таможенных платежей в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий. Уплата таможенных пошлин и налогов должна обеспечиваться лицом, признанным плательщиком таких платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей также может быть предоставлено любым иным лицом, но только в пользу плательщика.

Размер обеспечения уплаты таможенных платежей должен быть равен сумме таможенных платежей, по уплате которых предоставляется отсрочка.

Обеспечение уплаты таможенных платежей может быть представлено в виде:

  • залога имущества;
  • банковской гарантии;
  • внесения денежных средств на счет таможенного органа;
  • поручительства.

Лицо, которому требуется представить обеспечение уплаты таможенных платежей, вправе использовать любой из перечисленных способов.

Внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в виде залога имущества основано на договоре, оформленном между таможенным органом и залогодателем. В случае неисполнения перед таможенными органами обязательств, которые были обеспечены залогом, удовлетворение требования таможенных органов осуществляется за счет заложенного имущества.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (55), январь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.