№ 2, февраль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Сравнительная оценка уровня налоговой нагрузки при применении упрощенной и общей систем налогообложения субъектами различных видов деятельности

Рубрика «Налогообложение»

А.В. ДЕМКО, экономист

С 1 июля 2007 г. многие субъекты хозяйствования получили возможность перейти на упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее — Указ № 119). Положениями Указа № 119 должны руководствоваться и те субъекты хозяйствования, которые уже работали по УСН в рамках Закона Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. № 121-З «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» (с изменениями и дополнениями). Следует отметить, что применение УСН не всегда является экономически обоснованным, а в некоторых случаях заведомо убыточно. В данной статье изложена методика расчета экономической эффективности вложенных средств для сравнительной оценки уровня налоговой нагрузки при применении различных систем налогообложения.

Для сравнительной оценки уровня налоговой нагрузки при применении упрощенной и общей систем налогообложения субъектами различных видов деятельности требуется учитывать некоторые конкретные особенности налогообложения субъектов хозяйствования:

  • по организациям торговли и общественного питания сумма сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог исчисляется от валового дохода;
  • ряд субъектов хозяйствования является плательщиками отчислений в инновационные фонды, в фонд развития строительной науки, платежей за землю и т.д. Другие же организации плательщиками таких отчислений и платежей не являются и соответственно их налоговая нагрузка при использовании общего режима налогообложения является меньшей.

Для расчета налоговой нагрузки необходимо определить сумму налоговых расходов организации и соотнести эти расходы с выручкой от реализации и затратами на производство и реализацию продукции. Идеальный вариант — учесть все налоговые расходы субъекта хозяйствования. Вместе с тем, в целях упрощения, представляется целесообразным принимать во внимание только те налоговые расходы, которые относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), а для организаций торговли и общепита — на покупную стоимость товаров. В данном случае речь идет о налогах, исчисляемых от выручки, прибыли и валового дохода. Остальные налоги, включаемые в себестоимость, либо несущественны, либо в части налоговой нагрузки одинаковы для всех хозяйствующих субъектов (например, отчисления в Фонд социальной защиты населения, производимые организациями по ставке 35 %).

С учетом изложенных выше подходов определим методологию исчисления налоговой нагрузки организаций при использовании различных систем налогообложения.

При расчете применяются следующие показатели, влияющие на уровень налоговой нагрузки:

  • при производстве продукции:

·        уровень рентабельности производимой продукции;

·        уровень затрат на производство продукции с уплаченным НДС;

  • при розничной торговле:

·        уровень торговой надбавки;

·        уровень затрат на организацию розничной торговли.

За основу расчета берется валовая выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за год (с НДС), которая принимается равной 100 %.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (56), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.