№ 6, июнь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Анализ взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли в управленческом учете

Рубрика «Управление затратами и их учет»

А.П. СМОЛЬСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-менеджмента БГЭУ

Анализ взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли (CVP-анализ) помогает понять механизм взаимодействия этих показателей, принимать решения о том, что производить, по какой цене продавать, какую рыночную стратегию использовать, какую структуру затрат поддерживать. Он фокусирует внимание на влиянии на прибыль следующих факторов:

  • цены на продукцию;
  • объем продаж;
  • переменные расходы на единицу продукции;
  • общая величина постоянных расходов;
  • структура реализованной продукции.

Переменная прибыль и уровень безубыточности

Проведем анализ взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли на примере условного предприятия, объем реализации единственного вида продукции которого за прошедший месяц составил 400 единиц. Основой для анализа является отчет о прибылях и убытках в формате вклада различных видов затрат (табл. 1).

Таблица 1

Отчет о прибылях и убытках в формате вклада за месяц (объем реализации — 400 единиц продукции)

млн руб.

Показатели

Всего

На единицу продукции

Выручка от реализации

100

0,25

Переменные расходы

60

0,15

Переменная прибыль

40

0,1

Постоянные расходы

35

 

Прибыль от реализации

5

 

Выручка, переменные расходы и переменная прибыль в табл. 1 выражены в расчете на единицу продукции и в общей сумме, а постоянные расходы и прибыль от реализации — только в общей сумме, чтобы не создавалось ложное представление о том, что их величины изменяются пропорционально изменениям объема производства и реализации продукции.

Переменная прибыль — это величина, остающаяся после вычитания переменных расходов из выручки, поэтому она может использоваться для покрытия постоянных расходов, и только остаток представляет собой прибыль за период. Если величина переменной прибыли недостаточна для покрытия постоянных расходов, то за данный период времени компания будет иметь убытки, как, например, в случае если предприятие реализует только одну единицу продукции за месяц (табл. 2).

Таблица 2

Отчет о прибылях и убытках в формате вклада за месяц (объем реализации — 1 единица продукции)

млн руб.

Показатели

Всего

На единицу продукции

Выручка от реализации

0,25

0,25

Переменные расходы

0,15

0,15

Переменная прибыль

0,1

0,1

Постоянные расходы

35

 

Убыток от реализации

–34,9

 

Реализация каждой дополнительной единицы продукции в течение месяца приносит предприятию дополнительные 100 тыс. руб. переменной прибыли, которые могут быть использованы для покрытия постоянных расходов. Если объем реализации (350 единиц продукции) обеспечит получение 35 млн руб. переменной прибыли, вся она пойдет на покрытие постоянных расходов и предприятие сможет обеспечить только безубыточность деятельности в течение месяца (табл. 3).

Таблица 3

Отчет о прибылях и убытках в формате вклада за месяц (объем реализации — 350 единиц продукции)

млн руб.

Показатели

Всего

На единицу продукции

Выручка от реализации

87,5

0,25

Переменные расходы

52,5

0,15

Переменная прибыль

35

0,1

Постоянные расходы

35

 

Убыток от реализации

0

 

Уровнем (точкой) безубыточности называют такой объем реализации, при котором прибыль компании равна нулю. После его достижения каждая дополнительно реализованная единица продукции будет увеличивать прибыль от реализации на величину переменной прибыли на изделие. Таким образом, для определения прибыли при любом объеме реализации сверх уровня безубыточности необходимо умножить количество проданных сверх уровня безубыточности единиц продукции на величину переменной прибыли на изделие.

Норма переменной прибыли

Для расчета изменений величины переменной прибыли и прибыли от реализации в зависимости от изменения объема реализации может быть использована норма переменной прибыли — величина переменной прибыли, выраженная в процентах к выручке от реализации (табл. 4).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 6 (60), июнь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.