№ 9, сентябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Ценовая политика предприятия: планирование оптимальных нормативов доходности и индексов изменения действующих цен

Рубрика «Ценообразование»

Е.В. ГУРСКАЯ, экономист

Каждая организация, осуществляющая производственную, хозяйственную деятельность, стремится добиваться таких результатов, которые обеспечили бы покрытие произведенных затрат и получение необходимой массы прибыли, позволяющей повышать благосостояние коллектива и осуществлять инвестиционные вложения. В то же время статистические данные, характеризующие финансовую деятельность предприятий промышленности, свидетельствуют, что в республике еще достаточно большое количество предприятий осуществляет производственную деятельность с убытками или низким уровнем рентабельности.

Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности этих предприятий позволяет установить, что основной причиной их финансовой неустойчивости являются высокие затраты на производство продукции, обусловленные низкой загрузкой производственных мощностей, отсутствием оборотных средств, тенденцией увеличения кредиторской задолженности, ростом материальных затрат в структуре себестоимости.

Вместе с тем разрешение образовавшейся проблемы — финансовой несостоятельности — во многом зависит от самих организаций. К основным направлениям повышения финансовой устойчивости предприятия можно отнести проведение им активной ценовой политики, направленной на эффективное планирование уровня доходности на единицу прямых (технологических) затрат и рациональное управление ценами на основе расчета обоснованных индексов изменения действующих цен.

Динамично меняющиеся цены на потребляемые ресурсы и уровень спроса вынуждают руководителей предприятий оперативно принимать решения и реагировать на изменения внешней среды не только составом и структурой объемов производства (продаж), но и путем установления гибких отпускных цен на производимую продукцию. Дифференцированное ценообразование по сегментам рынка и использование различных ценовых стратегий, ориентация в установлении цен на предпочтения потребителей и цены конкурентов существенно усложняют процесс разработки оптимального ассортимента производимой или реализуемой продукции.

Оптимизация нормативов доходности и эффективное, рациональное управление ценами позволяют современной организации производить конкурентоспособную продукцию за счет перераспределения доходности между видами продукции с разным уровнем затрат производства, оценивая эти виды продукции с финансовой точки зрения как высокодоходные и малодоходные. В основе реализации такого процесса управления затратами производства лежит анализ структуры и динамики затрат на производство продукции по элементам и калькуляционным статьям.

Рассмотрим возможность практического применения данного положения. В качестве исходных используем данные о затратах и доходах предприятия хлебопекарной промышленности по производству четырех видов хлебобулочных изделий (табл. 1).

Наилучшие уровни отпускных цен по видам продукции должны быть найдены при соблюдении определенных условий. Таким условием может быть равенство расчетного маржинального дохода на единицу переменных затрат в среднем по предприятию и уровня данного показателя, сложившегося на момент проведения расчета, и (или) требование достижения заданной целевой цены.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (63), сентябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.