№ 1, январь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Сдельная оплата труда водителей грузовых автомобилей

Рубрика «Заработная плата»

Ю.А. ПОБЕДИНСКИЙ, заместитель начальника отдела экономики и финансов РУП «Миноблавтотранс»; Н.В. СВИРИД, экономист

Статья 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) предоставляет право нанимателям коммерческих организаций самим определять формы, системы и размеры оплаты труда на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Пользуясь предоставленным правом, организации автомобильного транспорта широко применяют сдельную форму оплаты труда водителей грузовых автомобилей.

Сдельная прямая система оплаты труда водителей грузовых автомобилей предусматривает начисление им заработной платы по сдельным расценкам за тонны и тонно-километры.

Исходные данные для организации сдельной оплаты труда водителей грузовых автомобилей содержатся в постановлении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. № 35 «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее — Постановление).

Постановлением утверждены следующие нормативные материалы, используемые в сдельной оплате труда водителей грузовых автомобилей:

  • нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (приложение 1 к Постановлению, далее — Нормы времени);
  • номенклатура и классификация грузов, перевозимых автомобильным транспортом (приложение 1 к Нормам времени);
  • нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов (приложения 2–11 к Нормам времени);
  • нормы времени на отцепку и зацепку обменных полуприцепов (приложение 12 к Нормам времени);
  • нормы времени простоя автомобилей при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки грузов (приложение 13 к Нормам времени);
  • расчетные нормы пробега грузовых автомобилей (V) при расчете норм на один тонно-километр (приложение 14 к Нормам времени);
  • порядок расчета норм времени на один тонно-километр (глава 2 приложения 1 к Постановлению). 

Для определения сдельных расценок используются месячные, часовые и минутные тарифные ставки водителей грузовых автомобилей.

Сдельная оплата труда по расценкам за тонны

Сдельная прямая система оплаты труда за тонны перевезенного груза предусматривает начисление заработной платы водителям по сдельным расценкам за время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой груза. По сдельным расценкам оплачивается также время простоя автомобилей при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки: взвешивание груза, пересчет грузовых мест, заезды в промежуточные пункты погрузки или разгрузки и др.

Нормы времени при простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов 1-го класса (кроме контейнеров, а также наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса) установлены на 1 т; для контейнеров — на один контейнер, для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса, — на полный эксплуатационный объем автоцистерны.

Для остальных грузов нормы времени применяются с поправочными коэффициентами, которые рассчитаны исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности автомобиля, а именно для грузов:

2-го класса — 0,8;

3-го класса — 0,6;

4-го класса — 0,5.

Исходя из этого, поправочные коэффициенты к нормам времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов 1-го класса составят для грузов:

2-го класса — 1,25 (1 / 0,8);

3-го класса — 1,66 (1 / 0,6);

4-го класса — 2,00 (1 / 0,5).

Классы грузов при перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяются в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов согласно приложению 1 к Нормам времени.

При перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами грузов, не предусмотренных номенклатурой и классификацией грузов, а также различных грузов на специализированных автомобилях (со специальными платформами, на фургонах, скотовозах, цистернах) поправочные коэффициенты определяются исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности бортового или специализированного автомобиля при условии полной загрузки его кузова по допускаемому габариту (объему). При этом поправочный коэффициент определяется путем деления единицы на коэффициент использования грузоподъемности.

В таком же порядке рассчитываются поправочные коэффициенты по грузам 4-го класса, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности автомобиля ниже 0,5 при полной загрузке автомобиля с наращенными бортами по допускаемому габариту (объему).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (67), январь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.