В настоящее время все чаще высказываются мнения о необходимости корректировки Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в части соразмерности налагаемых административных взысканий совершенным административным правонарушениям. В большинстве своем санкции носят исключительно карательный характер, который может повлечь за собой ликвидацию субъекта хозяйствования. В целях расширения круга правонарушений, за совершение которых возможно применение воспитательно-превентивных мер, таких как предупреждение, необходимо рассмотреть возможность применения такой меры административного взыскания к юридическим лицам.
КоАП определено, что административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.
Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
В целом применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Рассмотрим возможность применения к юридическим лицам предупреждения как вида административного взыскания.
Развитие рыночных отношений повлекло за собой развитие института юридических лиц как наиболее активных участников экономической деятельности. В силу этого увеличилось число административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами. В соответствии со ст. 4.8 КоАП юридические лица наряду с физическими лицами подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие, бездействие), за которое установлена административная ответственность. Таким образом, признаками административного правонарушения, совершаемыми как физическими, так и юридическими лицами, являются антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость.
Законодатель определил, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое — нет. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и других отраслей права, охраняемых мерами административной ответственности. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (наказуемость).
Исходя из ч. 2 ст. 6.2 КоАП в отличие от физических лиц к юридическим лицам не может быть применено такое административное взыскание, как предупреждение. Возникает вопрос: почему? Ведь административное взыскание, которое налагается на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Так почему же в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений нельзя применить предупреждение как меру административного взыскания к юридическому лицу?
Рассмотрим правовую природу данной меры административного взыскания. Определяя предупреждение как вид административного наказания, законодатель рассматривает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями. «Предупреждение» наряду со штрафом, исправительными работами и административным арестом применяется в качестве основного административного взыскания (ч. 1 ст. 6.3 КоАП).
В соответствии со ст. 6.4 КоАП предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.
Особенная часть КоАП содержит предупреждение как меру административного взыскания, применяемого к физическим лицам в 50 статьях: ст. 9.4., 10.6., 13.1., 15.7. , 15.13, 15.14, 15.25, 15.26, 15.28–15.30, 15.32, 15.35, 15.38, 15.44, 15.46, 15.49, 15.50, 15.52, 15.56, 15.58, 15.60, 15.64, 16.4, 18.2, 18.5, 18.8, 18.12–18.14, 18.18, 18.22, 18.23, 18.27, 18.41, 20.3, 22.11, 22.12, 23.1, 23.20, 23.30–23.32, 23.44, 23.45, 23.48, 23.53, 23.55, 23.56, 23.58, 25.1.
Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется уполномоченным органом государства (его должностным лицом) к физическим лицам как субъектам административных правоотношений, находящимся в рамках административной ответственности.
Само по себе предупреждение рассматривается законодателем как итоговая негативная реакция на деяние (действие, бездействие), признаваемое и характеризуемое как административное правонарушение, т.е. противоправное, виновное, общественно вредное действие (бездействие) физического лица, преследуемое законом под угрозой административного наказания.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (68), февраль 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.