№ 2, февраль 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Ввоз иностранной безвозмездной помощи: правовые основы регулирова-ния

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

А.С. ГОРДЕЕВ, главный инспектор Управления организации таможенного контроля Государственного тамо-женного комитета Республики Беларусь

В международной практике товары, безвозмездно предоставляемые государству и его населению для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рассматриваются в качестве гуманитарной помощи. Между тем, национальное законодательство оперирует понятием «иностранная безвозмездная помощь», значение которого, исходя из целей, для которых такая помощь используется, является более объемным.

Базовым нормативным правовым актом, установившим порядок получения и использования организациями и физическими лицами Республики Беларусь иностранной безвозмездной помощи, является Декрет Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (с изменениями и дополнениями; далее — Декрет).

В соответствии с Декретом под иностранной безвозмездной помощью понимаются денежные средства (в т.ч. в иностранной валюте) и товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь (далее — получатели) иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями (далее — отправители). Иностранная безвозмездная помощь направляется:

  • для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в т.ч. для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС);
  • оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность;
  • оказания медицинской помощи;
  • проведения научных исследований, разработок, обучения, а также для реализации научно-исследовательских программ;
  • содействия охране, восстановлению, созданию историко-культурных ценностей, развитию природоохранных заповедников.

Управление делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь вправе определять иные цели использования ввезенной иностранной безвозмездной помощи, кроме указанных выше.

Иностранная безвозмездная помощь, направляемая на цели, определенные Декретом, освобождается от таможенных платежей, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц (далее — налоговые льготы), подлежащих уплате ее получателями, а также организациями и физическими лицами Республики Беларусь, получившими такую помощь в порядке ее распределения согласно плану, по решению Управления делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Следует обратить внимание на то, что от иностранной безвозмездной помощи следует отличать международную техническую помощь, особенности ввоза которой в Республику Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями). Кроме этого, положения Декрета не распространяются на иностранную безвозмездную помощь, предоставляемую по проектам и программам, одобренным Президентом Республики Беларусь, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь международными договорами.

В 2008 г. Декрет был существенно изменен и дополнен, в частности:

  • определен перечень документов, представляемых в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее — Департамент) для регистрации иностранной безвозмездной помощи, а также документы, подлежащие представлению в таможенный орган и в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, в случае использования получателями иностранной безвозмездной помощи налоговых льгот;
  • Департаменту предоставлено право запрашивать у получателя, государственных органов и иных организаций дополнительные сведения (документы), необходимые для уточнения или проверки представленной получателем информации, регистрации иностранной безвозмездной помощи, установления цели ее использования либо оснований для предоставления налоговых льгот в отношении ввезенных товаров;
  • установлена возможность временного хранения иностранной безвозмездной помощи, полученной в виде товаров (имущества), на складе получателя (собственном, арендованном либо находящемся в пользовании), и срок временного хранения таких товаров;
  • уточнена ответственность за нарушение требований Декрета или нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи, при этом определено, какое использование иностранной безвозмездной помощи является нецелевым, поскольку это имеет принципиальное значение при решении вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, предусмотренной Декретом и ст. 23.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 73 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) при ввозе на таможенную территорию товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, таможенное оформление производится в первоочередном порядке.

Ввоз в Республику Беларусь иностранной безвозмездной помощи можно условно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Прибытие товаров

Согласно ст. 53 ТК после пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены лицами, в фактическом владении которых эти товары находились на момент пересечения таможенной границы, в пункт ввоза и предъявлены таможенному органу путем размещения в зоне таможенного контроля (далее — ЗТК) пункта ввоза.

При прибытии товаров на таможенную территорию перевозчик (лицо, осуществляющее перевозку груза) в течение 30 минут после размещения товаров в пункте ввоза обязан уведомить таможню о прибытии товаров путем представления документов, предусмотренных ст. 56 ТК. Для того чтобы при таможенном оформлении к ввезенным товарам было возможно применить предусмотренные нормативными правовыми актами упрощения, документы, представляемые в таможню, должны содержать сведения о благотворительном характере ввезенных товаров.

Кроме того, если товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи, принадлежат к категории товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям неэкономического характера, то в отношении них потребуется представление разрешения и (или) лицензии, выданных соответствующим уполномоченным государственным органом.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (68), февраль 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.