№ 5, май 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Порядок применения скидок, предусмотренных законодательством Республики Беларусь

Рубрика «Ценообразование»

И.М. КИНЦАК, заместитель директора по аудиту СООО «Правильная компания»

Виды скидок и порядок их применения установлены Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183 (с изменениями и дополнениями; далее - Инструкция № 183).

В частности, ей предусмотрены следующие виды скидок:

1) скидка в зависимости от условий договора;

2) оптовая скидка;

3) торговая скидка.

Скидка в зависимости от условий договора

В соответствии с п. 17 Инструкции № 183 субъекты предпринимательской деятельности имеют право предоставлять покупателям скидки с установленных ими отпускных цен.

Скидки в зависимости от условий договора поставки предоставляются в соответствии с утвержденным субъектом предпринимательской деятельности порядком применения скидок.

Таким образом, обязательным условием применения указанного вида скидок является наличие разработанного субъектом предпринимательской деятельности порядка применения скидок. В соответствии с п.18 Инструкции № 183 он должен содержать фиксированные размеры скидок и конкретные условия, в зависимости от которых они предоставляются.

Например, условиями предоставления скидок могут быть:

  • приобретение в совокупности товаров (работ, услуг) на сумму, дающую право на получение скидки;
  • приобретение в совокупности товаров (работ, услуг) в количестве, дающем право на получение скидки;
  • приобретение товаров (работ, услуг) в предпраздничные и праздничные дни;
  • приобретение товаров (работ, услуг) в зависимости от времени покупки;
  • приобретение товара с истекающими сроками годности и т.д.

Согласно п. 20 Инструкции № 183 скидки с тарифов на услуги предоставляются в порядке, определяемом субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно. То есть при предоставлении скидок с тарифов на услуги наличие порядка предоставления скидок тоже обязательно. Например, это может быть Положение о скидках.

Как уже указывалось, скидка в зависимости от условий договора предоставляется с установленных отпускных цен. Поэтому следует обратить внимание на определение отпускной цены, приведенное в п. 3 Инструкции № 183. В нем указано, что отпускная цена  - цена, устанавливаемая на произведенный товар (как товар собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в том числе переработки сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при его оптовой продаже.

Таким образом, отпускные цены устанавливает производитель или импортер. Именно он вправе предоставлять покупателям скидки со сформированных в соответствии с законодательством отпускных цен. Так, например, оптовая организация не вправе предоставлять скидки с отпускных цен, поскольку она их не устанавливает.

Отметим, что скидки также могут предоставлять организации розничной торговли и общественного питания. Это указано в п. 37 Инструкции № 183, согласно которому организации розничной торговли и общественного питания имеют право предоставлять покупателям скидки со сформированной розничной цены (за исключением товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены). Организации розничной торговли и общественного питания самостоятельно разрабатывают и утверждают порядок предоставления скидок, в котором предусматриваются условия предоставления скидок (в зависимости от количества и суммы приобретаемых товаров (покупок), времени их приобретения (часы, дни, месяцы, сезоны), в период проведения акций и другого), и конкретные размеры скидок. При этом в реестр розничных цен изменения не вносятся.

При изучении приведенных норм п. 37 Инструкции № 183 возникает вопрос: правомерно ли предоставление скидок со сформированных розничных цен индивидуальным предпринимателем?

В связи с этим необходимо выяснить, является ли индивидуальный предприниматель организацией розничной торговли. Ведь в п. 37 Инструкции № 183 речь идет именно об организации.

В соответствии со ст. 2 Закона от 28 июля 2003 г. № 231-З «О торговле» (с изменениями и дополнениями; далее - Закон № 231-З) торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь (ст. 5 Закона № 231-З).

Вместе с тем в п. 3 Инструкции № 183 дано определение розничной цены и торговой организации, согласно которому розничная цена - цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи из розничной торговли физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Торговая организация - субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий один или несколько видов торговли товарами, им не произведенными.

Учитывая приведенное определение торговой организации, автор полагает, что к организациям розничной торговли в целях применения Инструкции № 183 относятся в том числе и индивидуальные предприниматели.

Данный вывод также подтверждается тем, что Инструкция № 183 распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь.

На практике при предоставлении скидок в зависимости от условий договора нередко возникает вопрос: вправе ли субъект предпринимательской деятельности при предоставлении скидок не согласовывать цену в протоколе согласования цен, а указать размер скидки в договоре?

На этот вопрос в Инструкции № 183 есть прямой ответ. В частности, согласно п. 51 Инструкции № 183 цены и тарифы, обоснованные экономическими расчетами, помещаются в прейскуранты.

При предоставлении субъектам предпринимательской деятельности скидок, а также по разовым (индивидуальным) заказам и иным сделкам цены и тарифы согласовываются с покупателями в протоколе согласования цен (тарифов), рекомендуемая форма которого приведена в приложении 3 к Инструкции № 183, и (или) договорах на поставку продукции, оказание услуг, проведение работ (кроме платных услуг населению).

Экономические расчеты и иные документы, обосновывающие уровень применяемых цен и тарифов, хранятся на бумажных и (или) электронных носителях.

Следовательно, при предоставлении субъектам предпринимательской деятельности скидок цена может быть согласована в договоре без составления протокола согласования цен. При этом в договоре необходимо указать отпускную цену по прейскуранту, размер предоставленной скидки и отпускную цену с учетом скидки (отпускную цену, применяемую в расчетах), т.е. те же данные, которые организация указала бы, если бы оформляла протокол согласования цен.

Рекомендуемая форма протокола согласования отпускных цен на товары, тарифы на услуги (работы) приведена в приложении 3 к Инструкции № 183.

При предоставлении скидок оптовая и (или) торговая надбавка взимается к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки.

Пример 1

Предприятие-изготовитель (либо импортер) сформировало отпускную цену на продукцию (товар) в сумме 685 000 руб. за 1 шт. Она была реализована в розничную торговую сеть в количестве 50 шт. В соответствии с Положением о скидках покупателю предоставлена скидка в размере 15 %.

В данном случае предприятие-изготовитель (либо импортер) обязано согласовать цену в протоколе согласования цен (тарифов), рекомендуемая форма которого приведена в приложении 3 к Инструкции № 183 и (или) договоре.

В розничной торговой сети торговая надбавка взимается к сумме 29 112 500 руб. (685 000 × 50 - 685 000 × 50 × 15 / 100).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (71), май 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.