№ 1, январь 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Деноминация: история и перспективы

Рубрика «Статистика, аналитика»

И.В. Насонова, кандидат экономических наук, доцент

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее — Указ № 450) с 1 июля 2016 г. будет проведена деноминация официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Рассмотрим различные стороны этого события, его причины и оценим возможные последствия для экономики нашей страны и ее населения с учетом имеющегося у нее богатого опыта проведения денежных реформ и преобразований денежной системы.

Цели и условия проведения деноминации

Деноминация призвана изменить стоимость денег.

Термины и определения

Деноминация (от лат. denominatio — переименование) — изменение нарицательной стоимости денежных знаков после гиперинфляции с целью стабилизации валюты и упрощения расчетов.

В ходе деноминации происходит обмен старых денежных знаков на новые, имеющие, как правило, меньший номинал. При этом старые денежные знаки могут изыматься из обращения:

  • в течение нескольких недель, что приводит к обмену не всей имеющейся на руках денежной массы;
  • в течение года или нескольких лет, когда старые деньги ходят одновременно с новыми и постепенно изымаются из обращения.

При деноминации государство избавляется от лишней денежной массы. Сразу изменяются и размеры заработной платы, пенсий и стипендий, цены в магазинах, стоимость оказываемых услуг, пересчитываются тарифы.

Деноминация, как правило, производится, когда в обращении оказывается слишком много денег. Государству приходится выпускать все более крупные купюры, деньги мелкого номинала становятся невостребованными, но при этом убирать их из обращения нельзя. В результате процесс оборота денег становится сложным из-за слишком больших чисел.

Когда Национальный банк и правительство инициируют проведение деноминации, они традиционно преследуют следующие цели:

  • сокращение расходов на выпуск новых купюр (одновременно с выпуском новых денег большого номинала приходится постоянно обновлять мелкие купюры);
  • упрощение расчетов;
  • выявление скрытых доходов (т. к. людям приходится обменивать все деньги, они вынуждены для обмена доставать все свои сбережения в наличной форме);
  • укрепление национальной валюты.

Обратите внимание

Проведение деноминации осуществляется в следующих условиях:

  • в стране произошла гиперинфляция, т. е. количество денег увеличилось настолько, что ими стало неудобно пользоваться;
  • кризис миновал, т. е. экономическая ситуация стабилизировалась, инфляция не превышает 12 %, банки начали выдавать кредиты в условиях более мягкой денежно-кредитной политики.

Только в этом случае можно проводить деноминацию, иначе она может негативно отразиться на экономике страны и психологическом состоянии людей.

Если правительство проведет деноминацию в неудачное время, темпы инфляции могут вновь увеличиться, что приведет к повторному обесцениванию национальной валюты.

Когда же деноминация проводится вовремя, она не оказывает никакого негативного влияния на благосостояние населения, а только положительно сказывается на экономике страны.

История проведения деноминаций в СССР и Республике Беларусь

В истории СССР и Республики Беларусь деноминация происходила семь раз: в 1922, 1923, 1924, 1947, 1961, 1994 и 2000 гг. Обратимся к историческим фактам, свидетельствующим о том, что формирование денежной системы государства требует постоянных изменений, а необходимость проведения денежных реформ диктуется, как правило, объективными экономическими, политическими и историческими обстоятельствами.

Денежные реформы в СССР 1922–1924 годов

В 1922 г. была проведена первая советская деноминация с коэффициентом 10 000:1, т. е. 10 000 старых денежных единиц (так называемых совзнаков) соответствовали одной новой.

Поскольку в СССР металлические деньги до 1921 г. не выпускались, обмен монет не проводился.

Деноминация преследовала следующие цели:

  • выпуск твердых денег;
  • налаживание оптовой и розничной торговли;
  • ускоренное восстановление предприятий;
  • рост производства;
  • увеличение доходной базы бюджета;
  • отказ от эмиссии бумажных денег для финансирования бюджетных расходов.

В результате проведения реформы денежной единицей стал червонец — банковский билет достоинством 10 руб., имеющий золотое содержание, аналогичное золотой монете дореволюционного образца (7,74234 г). Монопольное право выпуска червонцев было предоставлено Государственному банку СССР. Важным элементом механизма проведения реформы было параллельное обращение старых и новых денег, поскольку государство продолжало использовать бюджетную денежную эмиссию совзнаков.

Новая денежная единица предназначалась исключительно для обслуживания хозяйственно-коммерческого оборота. Соотношение между червонцами и совзнаками формировалось по рыночным правилам и зависело от состояния спроса и предложения, предпочтений субъектов рынка.

К сведению

Банковские билеты обеспечивались в полном размере золотом, драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой и прочими активами Госбанка. Они принимались по их нарицательной цене в уплату государственных сборов и платежей, взимаемых по закону в золоте.

Параллельное обращение червонцев и совзнаков сохранялось до марта 1924 г. В 1924 г. начался выпуск казначейских билетов, номинированных в рублях и имеющих природу бумажных денег, выпускаемых для удобства денежного обращения. Казначейские билеты были дробными частями червонца и выражались в золотых рублях. В качестве разменной выпускалась серебряная и медная монета.

Таким образом, в результате проведения реформы сформировалась новая денежная система с обращением и взаимным разменом по твердым соотношениям банковских червонцев, казначейских билетов, а также серебряных и медных монет с масштабом цен, основанных на золоте. Банкноты обеспечивались золотом и имели золотой паритет, но золотое денежное обращение отсутствовало. Преимущество этой системы состояло в том, что при ней не было недостатка в платежных средствах, и в то же время опасность увеличения бумажно-денежной эмиссии могла нейтрализоваться регулированием выпуска банкнот.

Реформа обеспечила динамичный экономический рост внутри страны, развитие внешнеэкономических связей, сбалансированное и устойчивое состояние финансов и денежного обращения.

Однако во второй половине 20-х годов XX в. начался пересмотр теоретической концепции денег, что было связано с переходом от одной модели хозяйственного механизма (нэп) к другой — административно-командной. В 1926–1928 гг. червонец перестал быть конвертируемой валютой.

После кредитной реформы 1930–1933 гг. червонцы фактически были вытеснены из обращения банковскими и казначейскими билетами, номинированными в рублях.

В годы Второй мировой войны правительство вынужденно прибегло к эмиссии как источнику покрытия военных расходов. К моменту окончания войны денежная масса в четыре раза превышала довоенный уровень.

Денежная реформа в СССР 1947 года

По окончании войны перед государством встала задача изъятия из обращения излишних денег как обязательного условия отмены введенной во время войны карточной системы снабжения и перехода к торговле по единым государственным ценам.

Было решено провести денежную реформу. Она заключалась в следующем:

  • в обращение были выпущены новые денежные знаки — казначейские билеты по 1, 3 и 5 руб., билеты Госбанка СССР достоинством 10, 25, 50 и 100 руб.;
  • наличные деньги старого образца обменивались на новые денежные знаки в соотношении 10:1;
  • производилась льготная переоценка вкладов в сберегательных кассах, способствовавшая притоку средств граждан;
  • денежные средства государственных предприятий и организаций, находившиеся на счетах в банках, сохранялись без изменения, а средства кооперативных организаций и колхозов переоценивались в соотношении 5:4;
  • была проведена конверсия государственных займов;
  • параллельно происходили переход к единым государственным ценам, отмена карточек и т. д.

К сведению

Реформа полностью сохранила структуру денежной системы и механизм эмиссионного регулирования. Отличие состояло в том, что банковские билеты стали выпускать в рублях, а не в червонцах. Реформа была проведена в рамках жесткого централизованного планирования.

Дальнейшим развитием реформы стало введение в 1950 г. золотого содержания рубля и установление высокого валютного курса национальной денежной единицы. Эта акция имела не только экономический, но и политический характер. Исходя из установленного золотого содержания, был определен курс рубля по отношению к иностранным валютам.

Однако установленное золотое содержание рубля было завышено, что сдерживало развитие нетоварных операций с иностранными государствами.

Поэтому в апреле 1957 г. по нетоварным операциям был установлен специальный курс обмена иностранной валюты на рубли. Система двойного курса создавала для государства дополнительные трудности при совершении международного валютного оборота.

Денежная реформа в СССР 1961 года

В 1961 г. состоялась очередная денежная реформа, на этот раз самая действенная за все двадцатое столетие: купюры служили населению тридцать лет. Деноминация была проведена с коэффициентом 10:1, т. е. 10 старых рублей соответствовали одному новому.

В обращение были введены денежные знаки образца 1961 г.: казначейские билеты СССР по 1, 3 и 5 руб., билеты Госбанка СССР нарицательной стоимостью 10, 25, 50 и 100 руб. и разменная монета в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб.

Впервые в практике отечественного банкнотного обращения размеры ряда купюр унифицировали. Единообразие в размерах бумажных денежных знаков облегчило внедрение в практику пересчета денег посредством использования счетных автоматов.

Монеты достоинством 1, 2 и 3 коп., в т. ч. выпущенные до деноминации 1947 г., продолжали хождение без изменения стоимости. Монеты номиналом 5, 10, 15, 20 коп. обменивались как бумажные деньги.

К сведению

Несмотря на десятикратную деноминацию, курс доллара изменился лишь в 4,44 раза. Условная доля золота в рубле тоже выросла в 4,44, а не в 10 раз. Таким образом, рубль был недооценен в 2,25 раза, а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась.

Денежная реформа в Республике Беларусь 1994 года

В 1992 г. в Республике Беларусь появились новые деньги — всем известные «зайчики», «белочки», «зубры»… При реформе 1992 г. населению дали всего три дня на то, чтобы обменять старые деньги на новые. Ситуация усугублялась тем, что больше 1000 руб. в день не меняли.

Правда, пока новые купюры печатались, происходила гиперинфляция. В результате цены значительно выросли, и номинал новых банкнот решили увеличить, мысленно прибавив один ноль к цифре на банкноте. Например, знаменитый «зайчик», на котором значилась цифра «1», на практике принимался не за 1 руб., а за 10.

В связи с этим потребовалась денежная реформа. Первый раз деноминация белорусского рубля была проведена 20 августа 1994 г. Она была 10-кратной. Однако стоимость доллара в рублях росла. За 1994 г. рубль обесценился в 15 раз. В 1995 г. он продолжил свое падение. С момента своего появления в мае 1992 г. по январь 1995 г. белорусский рубль подешевел по отношению к доллару в 900 раз.

К сведению

Первые официальные курсы белорусского рубля на сайте Национального банка Республики Беларусь датированы 29 марта 1995 г. Один доллар стоил 11 600 руб., а российский рубль — 2 руб. 33 коп. В марте 1996 г. Национальный банк Республики Беларусь ограничил поступление заявок на покупку валюты, и вскоре образовался двойной курс: один — по биржевой, а другой — по рыночной цене.

Денежная реформа в Республике Беларусь 2000 года

Всего через 5 лет белорусы стали миллионерами — к 1999 г. в обращении уже находилась купюра номиналом 5 млн руб. Было принято решение о второй деноминации, и в 2000 г. страна вошла с новыми деньгами.

Нарицательная стоимость рубля изменилась в 1000 раз. С 1 января 2000 г. были введены билеты Национального банка Республики Беларусь образца 2000 г. достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000 руб.

Банкноты образца 1992–1999 гг. выпуска оставались в обращении на территории Республики Беларусь в течение всего 2000 г. Обмен старых купюр проводился до 31 декабря 2003 г.

Деноминация, проведенная 1 января 2000 г., не помогла сдержать падение рубля. Денежная эмиссия, существенные объемы кредитования банками недостаточно эффективных государственных программ, нерациональное использование средств привлеченных в валюте государственных кредитов, а также чрезмерная централизация управления и использование административно-командных методов управления обусловили значительную инфляцию и сформировали предпосылки для роста курса доллара США.

Через некоторое время снова образовались официальный и «черный» курсы. Единый курс установился по результатам торгов на валютно-фондовой бирже 21 октября 2011 г. и составил 8680 руб. за 1 долл. США.

К сведению

Всего за период с 24 мая 2011 г. по 30 ноября 2015 г. рубль был девальвирован в 5,75 раза.

Денежная реформа в Республике Беларусь 2016 года

4 ноября 2015 г. Указом Президента Республики Беларусь № 450 было постановлено провести деноминацию национальной валюты.

С 1 июля по 31 декабря 2016 г. будет произведена замена обращающихся денежных знаков образца 2000 г. в виде банкнот на денежные знаки образца 2009 г. в виде банкнот и монет в соотношении 10 000 руб. в денежных знаках образца 2000 г. к 1 руб. в денежных знаках образца 2009 г. В указанный период денежные знаки образца 2000 г. и 2009 г. будут находиться в параллельном обращении и обязательны к приему при всех видах платежей без ограничений в указанном выше соотношении.

Памятные банкноты, выпущенные в обращение Национальным банком Республики Беларусь, с 1 июля 2016 г. подлежат приему при всех видах платежей без ограничений в этом же соотношении. Памятные и слитковые (инвестиционные) монеты, выпущенные в обращение Национальным банком Республики Беларусь, подлежат приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без ограничений.

Обмен денежных знаков образца 2000 г. на денежные знаки образца 2009 г. осуществляется без ограничений и без взимания вознаграждения: с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. — в Национальном банке Республики Беларусь, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь; с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. — в Национальном банке Республики Беларусь.

С 1 июля по 31 декабря 2016 г. изготовители, продавцы, поставщики, исполнители и их представители при предоставлении потребителям информации о предлагаемых товарах (работах, услугах) обязаны указывать цены (тарифы) в денежных знаках образца 2000 г. и денежных знаках образца 2009 г. Это сделано для того, чтобы у торговых организаций не было соблазна округлить цену в большую сторону.

Национальному банку Республики Беларусь поручено обеспечить выпуск в обращение денежных знаков образца 2009 г. и изъятие из обращения денежных знаков образца 2000 г.

После деноминации самый низкий номинал банкноты (100 руб.) будет заменен на самый низкий номинал нового денежного образца (1 коп.). Всего в обращении появится семь номиналов банкнот — 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 руб., восемь номиналов монет — 1, 2, 5, 10, 20 и 50 коп., а также 1 и 2 руб.

К сведению

Новых денег будет в 7 раз меньше, чем старых, поэтому предполагается получить экономию при замене действующих банкнот на новые.

По данным Национального банка Республики Беларусь, себестоимость изготовления одной купюры и монеты колеблется от 1 до 4 евроцентов. Но собственного монетного двора в Республике Беларусь пока не будет, поскольку для организации такого производства необходимо затратить колоссальные средства. Новые купюры и монеты изготовлены в Европе. Производителя купюр и монет Национальный банк Республики Беларусь выбирал по конкурсу, в котором участвовали ведущие мировые производители.

Общая концепция дизайна новых банкнот разрабатывалась так, чтобы соответствовать девизу «Мая краіна — Беларусь». Каждая банкнота посвящена одной из областей страны и г. Минску. Соответствие области номиналу банкнот выстраивалось в алфавитном порядке: изображение на банкноте номиналом 5 руб. посвящено Брестской области, 10 — Витебской, 20 — Гомельской, 50 — Гродненской, 100 — Минской, 200 — Могилевской, 500 руб. — г. Минску. Новые банкноты обладают шестью видимыми степенями защиты и рядом невидимых (см. рисунок).

Лицевая сторона

Национальная библиотека Республики Беларусь

(г. Минск)

Оборотная сторона

Коллаж, посвященный теме литературы (перо, чернильница, обложки книг, лист папоротника)

Лицевая сторона

Белая (Каменецкая) вежа

(г. Каменец, Брестская область)

Оборотная сторона

Коллаж, посвященный первым славянским поселениям (фрагмент кожаного пояса, деревянное колесо, изображение древнего детинца «Берестье»)

Аверс

Государственный герб Республики Беларусь и надпись в две строки: «Беларусь» и «2009»

Реверс

Номинал и национальный орнамент, символизирующий стремление человека к счастью и свободе

Аверс

Государственный герб Республики Беларусь и надпись по окружности: «Беларусь» и «2009» (разделена орнаментом «Багач»)

Реверс

Номинал и национальный орнамент, символизирующий стремление человека к счастью и свободе

Аверс

Государственный герб Республики Беларусь и надпись в две строки: «Беларусь» и «2009»

Реверс

Номинал и национальный орнамент, символизирующий богатство и достаток

Банкноты и монеты образца 2009 г.

На заметку

По информации Национального банка Республики Беларусь, полгода после деноминации банкоматы будут выдавать и старые, и новые деньги. Это же касается и сдачи в торговых точках.

При использовании пластиковых карточек будет меньше неудобств.

Принципиальных изменений, связанных с электронными деньгами, или, точнее, с платежными системами, использующими белорусские рубли в интернет-расчетах, в связи с деноминацией не произойдет. Если говорить про популярную в Республике Беларусь систему Webmoney, то главное нововведение, с которым придется столкнуться ее белорусским пользователям, будет введение копеек в WMB-кошельках. Но многие наши граждане уже имели дело с копейками в российских WMR-кошельках.

По информации представителей ОАО «Технобанк» (это единственный белорусский банк, официально представляющий систему Webmoney и выдающий белорусам ее аттестаты), введения каких-либо дополнительных комиссий со стороны банка и системы не предвидится, все комиссии будут взиматься согласно существующим тарифам.

Представители другой платежной системы — EasyPay — также заявили, что значимых изменений в ее работе после проведения деноминации не произойдет. Просто баланс пользователя с 1 июля 2016 г. будет отображаться в деноминированной валюте.

Пока неясно, планируется ли в электронной системе обеспечивать параллельное хождение старых и новых денег, — ожидаются соответствующие указания Национального банка Республики Беларусь.

Сравнительные данные по денежным реформам в СССР и Республике Беларусь приведены в таблице.

Таким образом, за историю СССР и Республики Беларусь коэффициент деноминации составит 5 × 1020.

Перспективы состояния экономики и финансов после деноминации

И текущее, и перспективное состояние экономики и финансов характеризуется системой показателей. Текущее состояние в первую очередь связано со сбалансированностью внешнего торгового сальдо, которое в настоящее время является положительным, и жесткой направленностью монетарной политики на снижение инфляции.

Так, Национальный банк Республики Беларусь сократил денежную эмиссию, снизились объемы кредитования банками недостаточно эффективных государственных программ. На протяжении 9 месяцев 2015 г. динамика потребительских цен демонстрировала тенденцию к снижению. С января по сентябрь в годовом выражении прирост цен снизился с 17,1 до 11,9 %. На конец года прогнозируется его уменьшение до 16 %, и если не произойдет отказа от проводимой достаточно жесткой денежно-кредитной политики, вспышек инфляции не последует.

Важно

Положительным моментом является и то, что о деноминации специально объявили заранее, чтобы все субъекты хозяйствования могли учесть это при разработке бюджетов на следующий год.

Таким образом, проведение деноминации может стать дополнительным фактором снижения инфляционных ожиданий всех субъектов экономических отношений и повышения доверия к национальной денежной единице. Однако если не будет реформ, направленных на переход от чрезмерной централизации управления и использования его административно-командных методов к рыночным факторам роста, экономический эффект от нее будет недолгим, активизируются факторы, обусловливающие значительную инфляцию и формирующие предпосылки для роста курса доллара.

Перспективное состояние экономики и финансов, прежде всего характеризуемое финансовыми результатами организаций, определяющими их возможности по развитию своего бизнеса, не представляется возможным в настоящее время охарактеризовать положительно. Размер прибыли до налогообложения за 9 месяцев 2015 г. составляет примерно 60 % к уровню 2014 г., чистой прибыли — менее 45 %. Количество убыточных организаций выросло на 50 %, размер чистого убытка убыточных организаций — в 4,2 раза.

Выводы:

1. Деноминация предполагает изменение нарицательной стоимости денежных знаков, их обмен на новые, имеющие меньший номинал.

2. Деноминация преследует такие цели, как сокращение расходов на выпуск новых купюр, упрощение расчетов, выявление скрытых доходов, укрепление национальной валюты.

3. Деноминацию необходимо проводить в тех случаях, когда в стране произошла гиперинфляция и в обращении оказалось слишком много денег, но кризис уже миновал.

4. На протяжении 2015 г. в Республике Беларусь сложились положительные условия для проведения деноминации (сокращение денежной эмиссии, уменьшение объемов кредитования банками недостаточно эффективных государственных программ, тенденция к снижению потребительских цен).

5. Поскольку о деноминации специально было объявлено заранее, чтобы субъекты хозяйствования могли учесть это при разработке бюджетов на следующий год, ее проведение может стать дополнительным фактором снижения инфляционных ожиданий и повышения доверия к национальной денежной единице.

6. Проведение деноминации неотлагательно требует реформ, направленных на переход от чрезмерной централизации управления и использования его административно-командных методов к рыночным факторам роста, в случае чего она не окажет негативного влияния на финансовые результаты деятельности организаций и благосостояние населения, а только положительно скажется на экономике страны.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (151), январь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.