Республиканский бюджет на текущий год разработан исходя из параметров прогноза социально-экономического развития и основных направлений бюджетно-финансовой, налоговой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 г., ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2015 г. Он утвержден Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 341-З «О республиканском бюджете на 2016 год» (далее — Закон № 341-З).
Основы формирования бюджета
Прогноз социально-экономического развития
Темпы роста ВВП по отношению к предыдущему году запланированы на уровне 100,3 %. Рост производительности труда и экспорта товаров и услуг, являющихся главными факторами экономического роста, по сравнению с 2015 г. должен составить соответственно 101,5 и 103,5 %.
При этом прирост экспорта предполагается обеспечить за счет увеличения поставок продукции модернизируемых отраслей (деревообработки, металлургии), нефти и нефтепродуктов, продукции машиностроения, а также целенаправленной работы по обеспечению диверсификации внешних рынков.
Сальдо внешней торговли товарами и услугами прогнозируется отрицательным в пределах 0,4–0,2 % к ВВП. Инфляция запланирована на уровне 112 % (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.). Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2016 г. по отношению к предыдущему году возрастут на 0,5 %.
Плановик-помощник
Более подробно о перспективах развития экономики страны и основных направлениях денежно-кредитной политики читайте в статье: Пурыгин А.В. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год: приоритеты меняются // Планово-экономический отдел. — 2016. — № 2. — С. 25–30.
Денежно-кредитная политика
Основной целью денежно-кредитной политики в 2016 г. является снижение инфляции до 12 % (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.). Достижение этой цели будет обеспечиваться путем контроля над денежным предложением. В 2016 г. Национальный банк Республики Беларусь продолжит применение режима монетарного таргетирования, используя в качестве промежуточной цели широкую денежную массу, а в качестве операционной — рублевую денежную базу. Прирост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 18 % ± 2 процентных пункта (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.).
Термины и определения
Инфляционное таргетирование — комплекс монетарных мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране. Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции — манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования).
Реализация Национальным банком Республики Беларусь курсовой и процентной политики будет подчинена задаче эффективного управления денежным предложением.
Проведение курсовой политики будет осуществляться на основе правила, предусматривающего минимизацию валютных интервенций Национального банка Республики Беларусь и обеспечение динамики обменного курса на основе спроса и предложения на валютном рынке. Операционным ориентиром курсовой политики останется стоимость корзины иностранных валют. При этом в условиях превышения предложения валюты над спросом на нее в целях недопущения ухудшения ценовой конкурентоспособности белорусских экспортеров Национальный банк Республики Беларусь сохранит за собой возможность сдерживать укрепление белорусского рубля за счет покупки иностранной валюты.
Регулирование ликвидности в банковской системе станет осуществляться преимущественно путем проведения операций на открытом рынке на аукционной основе.
Фонд обязательных резервов будет формироваться по единому нормативу и регулироваться в целях поддержания структурной сбалансированности ликвидности банковской системы, а также необходимой динамики денежной массы. Направление и величина изменения ставок по постоянно доступным инструментам и ставки рефинансирования будут определяться на основании динамики процентных ставок на аукционах регулирования ликвидности и на межбанковском рынке.
К сведению
К концу 2016 г. предусматривается снижение ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь до 21–24 %.
Важной общегосударственной задачей в 2016 г. является наращивание золотовалютных резервов страны (предполагается, что они увеличатся на 0,3 млрд долл. США). Динамика международных резервных активов Республики Беларусь будет определяться преимущественно состоянием внешней торговли и в целом платежным балансом, а также объемами рефинансирования государством обязательств в иностранной валюте.
В 2016 г. Национальный банк Республики Беларусь продолжит работу, направленную на обеспечение устойчивости и эффективности банковского сектора, углубление его взаимодействия с реальным сектором экономики, снижение долларизации экономики.
В целях обеспечения безопасного функционирования банков будут осуществляться меры, направленные на поддержание достаточности нормативного капитала банковского сектора на уровне не менее 12 %, последовательно повысятся требования к качеству капитала банков, надежности источников его формирования, а также требования к учредителям (акционерам), иным бенефициарным собственникам и структуре собственности банков.
Налоговая политика
Бюджетно-финансовая и налоговая политика Республики Беларусь на 2016 г. направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности страны. С целью сохранения устойчивости формирования доходной базы бюджета предусматриваются меры по дальнейшему повышению эффективности и стабильности налоговой системы, направленные на расширение его ресурсной базы и сохранение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики на уровне 2015 г. (около 25 % к ВВП), оптимизацию и сокращение налоговых льгот.
В бюджете на 2016 г. нашли отражение меры в области налоговой политики, которые предусматривают:
индексацию ставок налогов, установленных в белорусских рублях, с целью их адаптации к инфляционным процессам (земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходный налог в фиксированных суммах, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц), а также увеличение размера базовой величины до 210 тыс. руб.;
сохранение ставок акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо на уровне 2015 г.;
поэтапную индексацию ставок акцизов на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, а также масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в пределах прогнозируемого уровня инфляции (в целом на 12 % с разбивкой по полугодиям);
снижение с 1 января 2016 г. ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки на 7,4 % к уровню ставки акцизов III квартала 2015 г. с ее последующим увеличением со II квартала 2016 г. (ежеквартально на 2,4–2,8 %) с учетом выхода в IV квартале 2016 г. на уровень ставки акцизов декабря 2015 г.;
снижение с 1 января 2016 г. ставки акцизов на вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии на 7,5 %;
поэтапное увеличение со II квартала 2016 г. ставок акцизов на иные виды алкогольной продукции в пределах прогнозируемого параметра инфляции (в целом на 12 %);
сохранение ставки акцизов на пиво на уровне 2015 г.;
поэтапное увеличение ставок акцизов на табачные изделия с учетом выхода на согласованные в рамках Евразийского экономического союза параметры гармонизации (в целом на 6–27 % в зависимости от ценового сегмента сигарет с разбивкой по полугодиям);
увеличение ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения до 55 евро за тонну при одновременном снижении с 75 до 50 % размера отчислений части прибыли (дохода), перечисляемой в бюджет ОАО «Беларуськалий», т. е. установление равных условий исчисления с иными высокодоходными предприятиями, имеющими в уставных фондах преобладающую долю государства и уровень рентабельности свыше 30 %;
увеличение предельного размера ставки курортного сбора (с 3 до 5 %) в целях повышения доли его участия в доходах местных бюджетов;
увеличение ставки сбора за осуществление ремесленной деятельности с одной до четырех базовых величин за календарный год;
увеличение ставки сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до одной базовой величины за каждый календарный месяц, в котором осуществляется такая деятельность;
увеличение в два раза (с 0,1 до 0,2 %) ставки налога на недвижимость, уплачиваемого физическими лицами со второй и последующих квартир, находящихся в их собственности;
увеличение ставки земельного налога (с 0,55 до 0,7 %) по земельным участкам, на которых расположены рынки и торговые центры (комплексы), включая автостоянки;
право местных Советов депутатов увеличивать ставки налога на недвижимость и земельного налога в части неиспользуемого и неэффективно используемого имущества (не более чем в 10 раз);
введение дополнительных объектов обложения государственной пошлиной и ставок по ним, увеличение отдельных ставок государственной пошлины за совершение юридически значимых действий по действующим объектам обложения ею;
отмену льгот по подоходному налогу в отношении доходов в виде процентов, полученных индивидуальными предпринимателями по банковским счетам, вкладам (депозитам), и включение их у индивидуального предпринимателя в состав внереализационных доходов для целей налогообложения, а также в виде выигрышей от организаторов азартных игр с обложением их подоходным налогом по ставке 4 %;
отмену льготы по НДС при реализации населению услуг по газо- и электроснабжению;
закрепление на постоянной основе порядка уплаты налога на прибыль, предусматривающего уплату в декабре текущего года авансовых платежей по налогу за IV квартал в размере 2/3 суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за III квартал.
Для целей формирования бюджета:
в основу расчета по налогу на прибыль был принят прогноз Министерства экономики Республики Беларусь на 2016 г. по увеличению размера прибыли до налогообложения на 12,4 % к уровню предыдущего года;
в составе налогов на доходы и прибыль учитывались налоги на доходы от осуществления лотерейной деятельности и от проведения электронных интерактивных игр;
расчет НДС производился согласно установленному порядку уплаты при ставке, равной 20 %, с учетом динамики ожидаемого объема поступления налога в 2015 г. и прогнозных темпов роста ВВП в 2016 г. (112,3 %);
поступление акцизов в 2016 г. прогнозировалось исходя из объема ввоза и реализации подакцизных товаров и установленных ставок;
объем поступлений вывозных таможенных пошлин определялся исходя из цены на нефть марки «Urals» 50 долл. США за баррель.
Доходная часть республиканского бюджета
Доходы республиканского бюджета на 2016 г. определены Законом № 341-З в объеме 180 590 млрд руб. (18,1 % ВВП).
Темпы роста доходов бюджета в 2016 г. по отношению к ожидаемому исполнению в 2015 г. запланированы на уровне 109,6 %, к 2014 г. — 140,9 % (табл. 1). В свою очередь, поступление налоговых доходов по отношению к предшествующему и 2014 г. составляет соответственно 112,4 и 138,3 %, в т. ч. налогов на доходы и прибыль — 110,5 и 139,6 %, из них налога на прибыль — 110,5 и 139,7 %. Темпы роста налогов на товары (работы, услуги) в 2016 г. по отношению к 2015 и 2014 гг. предусматриваются на уровне 113,2 и 116,0 % (НДС — 115,5 и 121,0 %, акцизов — 107,7 и 97,8 %). Рост налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за эти годы составляет соответственно 112,0 и 225,6 %, в т. ч. вывозных таможенных пошлин — 113,4 и 462,7 %.
Поступление неналоговых доходов в 2016 г. к ожидаемому исполнению предшествующего года запланировано на уровне 100,6 %, в т. ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, — 86,3 %. По отношению к 2014 г. это составит соответственно 152,7 и 136,7 %.
Темпы роста безвозмездных поступлений в 2016 г. к ожидаемому исполнению 2015 г. предусматриваются на уровне 100,4 %, к 2014 г. — 146,1 %.
В 2016 г. по сравнению с предшествующим годом структура доходной части республиканского бюджета претерпела незначительные изменения, что нашло отражение в увеличении доли налоговых доходов (на 1,95 процентного пункта) и уменьшении удельного веса неналоговых доходов и безвозмездных поступлений (соответственно на 1,47 и 0,47 процентного пункта).
Несколько более значимые изменения структуры доходов отмечены на уровне подгрупп и видов бюджетной классификации (например, с 10,58 до 8,33 % (2,25 процентного пункта) изменилась доля подгруппы «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности» и др.).
ТАБЛИЦА 1
Динамика и структура доходов республиканского бюджета (2014–2016 гг.)
|
№ п/п
|
Показатели
|
Единица измерения
|
Годы
|
2014 (отчет)
|
2015 (ожидаемое исполнение)
|
2016 (утвержденные Законом № 341-З)
|
1
|
Налоговые доходы
|
млрд руб.
%
%
|
102 317
100,0
79,81
|
125 910
123,1
76,40
|
141 492
138,3
78,35
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
1.1
|
Налоги на доходы и прибыль
|
млрд руб.
%
%
|
6584
100,0
5,14
|
8319
126,4
5,05
|
9189
139,6
5,09
|
1.1.1
|
из них налог на прибыль
|
млрд руб.
%
%
|
6566
100,0
5,12
|
8301
126,4
5,04
|
9171
139,7
5,08
|
1.2
|
Налоги на товары (работы, услуги)
|
млрд руб.
%
%
|
73 658
100,0
57,45
|
75 458
102,4
45,79
|
85 447
116,0
47,32
|
|
из них:
|
|
|
|
|
1.2.1
|
НДС
|
млрд руб.
%
%
|
48 182
100,0
37,58
|
50 460
104,7
30,62
|
58 281
121,0
32,27
|
1.2.2
|
акцизы
|
млрд руб.
%
%
|
21 231
100,0
16,56
|
19 283
90,8
11,70
|
20 771
97, 8
11,50
|
1.3
|
Налоговые доходы от ВЭД
|
млрд руб.
%
%
|
18 415
100,0
14,56
|
37 114
201,5
22,52
|
41 549
225,6
23,01
|
|
из них:
|
|
|
|
|
1.3.1
|
вывозные таможенные пошлины
|
млрд руб.
%
%
|
6841
100,0
5,34
|
27 920
408,1
16,94
|
31 654
462,7
17,53
|
1.3.2
|
ввозные таможенные пошлины от государств Таможенного союза
|
млрд руб.
%
%
|
11 557,0
100,0
9,02
|
8571
74,2
5,20
|
8998
77,8
4,98
|
1.4
|
Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы
|
млрд руб.
%
%
|
3660
100,0
2,85
|
5020
137,2
3,05
|
5307
145,0
2,94
|
2
|
Неналоговые доходы
|
млрд руб.
%
%
|
19 470
100,0
15,19
|
29 557
151,8
17,94
|
29 730
152,7
16,46
|
2.1
|
В том числе доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной собственности
|
млрд руб.
%
%
|
11 008
100,0
8,59
|
17 436
158,4
10,58
|
15 045
136,7
8,33
|
3
|
Безвозмездные поступления
|
млрд руб.
%
%
|
6413
100,0
5,00
|
9332
145,5
5,66
|
9368
146,1
5,19
|
|
Всего доходов
|
млрд руб.
%
%
|
128 202
100,0
100,0
|
164 799
128 ,5
100,0
|
180 590
140,9
100,0
|
Основную долю в составе доходов республиканского бюджета в 2016 г. занимают:
налоговые доходы — 141 492 млрд руб. (78,4 %), в т. ч. налоги на товары (работы, услуги) — 85 447 млрд руб. (47,3 %), из них НДС и акцизы — соответственно 58 281 млрд руб. (32,3 %) и 20 771 млрд руб. (11,5 %);
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности — 41 549 млрд руб. (23,0 %), в т. ч. вывозные таможенные пошлины — 31 654 млрд руб. (17,5 %);
налоги на прибыль — 9171 млрд руб. (5,1 %).
Удельный вес неналоговых доходов бюджета в текущем году составляет 16,5 % (29 730 млрд руб.), в т. ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, — 8,3 % (15 045 млрд руб.), доходов от осуществления приносящей доходы деятельности — 1,7 % (3082 млрд руб.), прочих неналоговых доходов — 5,8 % (10 399 млрд руб.).
На долю запланированных в республиканском бюджете на 2016 г. безвозмездных поступлений приходится 5,2 % его доходов, или 9368 млрд руб.
Доходы государственных целевых бюджетных фондов (фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда и республиканского дорожного фонда), включаемые в 2016 г. в республиканский бюджет, запланированы в сумме 5745 млрд руб., или 3,2 % от объема его доходов. Из названных фондов на долю республиканского дорожного фонда приходится 4012 млрд руб., республиканского централизованного инновационного фонда и фонда национального развития — 933 и 799 млрд руб. соответственно.
В 2016 г. основной составляющей налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности будут вывозные таможенные пошлины — 31 654 млрд руб. (76,2 %), из которых 20 032 млрд руб. приходится на вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты и 3186 млрд руб. — на вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, добытую на территории Республики Беларусь и вывозимую за пределы таможенной территории Таможенного союза. Немногим более 1/5 налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,2 %) приходится на вывозные таможенные пошлины на калийные удобрения (8390 млрд руб.).
Расходная часть республиканского бюджета
Расходы республиканского бюджета на 2016 г. определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета, необходимости реализации государством своих функций, социально-экономического развития страны и ее регионов.
В 2016 г. сохраняется курс на социальную направленность бюджета. Значительную часть бюджетного финансирования составляют расходы на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов, снижение внешнего государственного долга путем исполнения обязательств по нему за счет внутренних источников, финансовую поддержку модернизации реального сектора экономики и экспорта, укрепление обороноспособности и безопасности страны и др.
Расходы республиканского бюджета на 2016 г. утверждены Законом № 341-З в сумме 163 418 млрд руб. (16,4 % ВВП). Темпы роста расходов республиканского бюджета в 2016 г. составляют 106,9 % по отношению к ожидаемому исполнению расходов предыдущего года и 133,1 % — к уровню 2014 г. (табл. 2). Удельный вес расходов в ВВП за этот период практически не претерпел существенных изменений: 16,41; 17,25 и 15,77 % соответственно в 2016, 2015 и 2014 гг., что в основном обусловлено разницей в эти годы в темпах роста расходов бюджета и ВВП.
Наиболее высокие темпы роста расходов республиканского бюджета в 2016 г. по сравнению с 2015 г. в разрезе разделов и подразделов бюджетной функциональной классификации предусматриваются на финансирование: физической культуры, спорта, культуры и СМИ — 122,6 %, из них физической культуры и спорта — 134,9 %, культуры — 113,7 %, СМИ — 111,9 %; здравоохранения — 120,1 %, в т. ч. медицинской помощи населению — 119,8 %; судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности — 113,7 %, в т. ч. таможенных органов — 116,7 %, органов и организаций уголовно-исполнительной системы — 116,5 %, органов пограничной службы — 116,2 %.
Наиболее низкие темпы роста расходов запланированы на финансирование общегосударственной деятельности — 101,2 %, в т. ч. резервных фондов — 39,7 %, социальной политики — 109,2 % (из них помощи в обеспечении жильем — 96,5 %).
ТАБЛИЦА 2
Динамика и структура расходов республиканского бюджета (2014–2016 гг.)
|
№ п/п
|
Показатели
|
Единица измерения
|
Годы
|
2014 (отчет)
|
2015 (ожидаемое исполнение)
|
2016 (утвержденные Законом № 341-З)
|
1
|
Общегосударственная деятельность
|
млрд руб.
%
%
|
56 489
100,0
46,01
|
72 185
127,79
47,21
|
73 057
129,33
44,71
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
1.1
|
Государственные органы общего назначения
|
млрд руб.
%
%
|
3607
100,0
2,94
|
4438
123,0
2,90
|
5225
144,9
3,20
|
1.2
|
Межбюджетные трансферты
|
млрд руб.
%
%
|
38 383
100,0
31,26
|
34 125
88,9
22,32
|
39 750
103,6
24,32
|
2
|
Национальная оборона
|
млрд руб.
%
%
|
7332
100,0
5,97
|
8205
111,9
5,37
|
9069
123,7
5,55
|
3
|
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
|
млрд руб.
%
%
|
13 433
100,0
10,94
|
15 353
114,3
10,04
|
17 451
129,9
10,68
|
3.1
|
В том числе органы внутренних дел
|
млрд руб.
%
%
|
5106
100,0
4,16
|
5842
114,4
3,82
|
6691
131,0
4,09
|
4
|
Национальная экономика
|
млрд руб.
%
%
|
19 268
100,0
15,69
|
24 586
127,6
16,08
|
26 913
139,7
16,47
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
4.1
|
Промышленность, строительство и архитектура
|
млрд руб.
%
%
|
4371
100,0
3,56
|
6936
158,7
4,54
|
6479
148,2
3,96
|
4.2
|
Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность
|
млрд руб.
%
%
|
7501
100,0
6,11
|
9370
124,9
6,13
|
9515
126,8
5,82
|
4.3
|
Дорожное хозяйство
|
млрд руб.
%
%
|
3055
100,0
2,49
|
4653
152,3
3,04
|
5442
178,1
3,33
|
4.4
|
Топливо и энергетика
|
млрд руб.
%
%
|
2245
100,0
1,83
|
1332
59,3
0,87
|
2739
122,0
1,68
|
5
|
Охрана окружающей среды
|
млрд руб.
%
%
|
622
100,0
0,51
|
671
107,9
0,44
|
761
122,3
0,47
|
6
|
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство
|
млрд руб.
%
%
|
97
100,0
0,08
|
102
105,2
0,07
|
113
116,5
0,07
|
7
|
Здравоохранение
|
млрд руб.
%
%
|
5416
100,0
4,41
|
6352
117,3
4,15
|
7629
140,9
4,67
|
8
|
Физическая культура, спорт, культура и СМИ
|
млрд руб.
%
%
|
2230
100,0
1,82
|
2822
126,5
1,85
|
3459
155,1
2,12
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
8.1
|
Физическая культура и спорт
|
млрд руб.
%
%
|
809
100,0
0,66
|
1266
156,5
0,83
|
1708
211,1
1,05
|
8.2
|
Культура
|
млрд руб.
%
%
|
684
100,0
0,56
|
734
107,3
0,48
|
834
121,9
0,51
|
8.3
|
СМИ
|
млрд руб.
%
%
|
711
100,0
0,58
|
804
113,1
0,53
|
900
126,6
0,55
|
9
|
Образование
|
млрд руб.
%
%
|
6301
100,0
5,13
|
7339
116,5
4,80
|
8290
131,6
5,07
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
9.1
|
Среднее специальное образование
|
млрд руб.
%
%
|
964
100,0
0,79
|
1108
114,9
0,72
|
1228
127,4
0,13
|
9.2
|
Высшее и послевузовское образование
|
млрд руб.
%
%
|
4501
100,0
3,67
|
5253
116,7
3,44
|
5918
131,5
3,62
|
10
|
Социальная политика
|
млрд руб.
%
%
|
11 592
100,0
9,44
|
15 271
131,7
9,99
|
16 676
143,9
Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (153), март 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
|
Банк документов
Скачать ознакомительный номер
Письмо в редакцию
Задать вопрос
СПЕЦВЫПУСК
Новости
15 февраля 2018, 16:55
15 февраля 2018, 16:21
Электронные версии журнала
|
|