№ 11, ноябрь 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Составляем штатное расписание на 2019 год

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

В.Э. Самосейко, юрист

Штатное расписание есть во всех организациях, поскольку оно необходимо нанимателю для приема работников на работу и установления для них трудового распорядка (в частности, для определения подчиненности). Как правило, данный документ составляется ежегодно, однако у организаций нередко всё же возникают вопросы, касающиеся его составления и утверждения. Рассмотрим порядок действий по составлению штатного расписания подробнее.

Этап 1. Организационно-правовое обеспечение разработки и утверждения штатного расписания

Шаг 1. Регламентируем порядок разработки и введения в действия штатного расписания.

Так как штатное расписание является ЛНПА, а законодательством не установлен единый порядок его разработки и введения в действие, наниматель самостоятельно определяет такой порядок, форму и содержание данного документа в положении. Его пример приведен далее.

Шаг 2. Определяем лиц, ответственных за разработку штатного расписания.

Штатное расписание организации составляется специально уполномоченным лицом нанимателя. Согласно квалификационным справочникам составление штатного расписания входит в квалификационные обязанности экономиста по труду[1]. При отсутствии в штате организации экономиста по труду эту работу могут выполнять другие работники экономической службы с участием кадровой и юридической служб. Это следует из п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред. от 15.06.2018; далее — Общие положения ЕКСД), согласно которому по решению нанимателя трудовая функция (должностные обязанности) работника может предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации служащего.

Так в небольших организациях при отсутствии в их организационной структуре экономической службы вопросами разработки штатного расписания может заниматься бухгалтер, юрист либо другое уполномоченное нанимателем лицо.

Штатное расписание в соответствии со ст. 194 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) является одним из локальных нормативных правовых актов организации, определяющим трудовой распорядок для работников. Его функция заключается в регламентации взаимодействия работников в рамках управления организацией (т. е. уровней управления и подчинения). С этой целью должности служащих и профессии рабочих обычно группируются в зависимости от структуры организации (т. е. по соответствующим структурным подразделениям и уровням управления).

Под структурным подразделением организации понимается официально выделенная ее самостоятельная часть, в т. ч. обособленное подразделение, возглавляемая руководителем, подчиненным непосредственно руководителю организации (его заместителям), главным специалистам организации .

Структурирование штата позволяет определять соблюдение норм управляемости. Норма управляемости — это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю. В настоящее время коммерческие организации самостоятельно устанавливают нормы управляемости для создания структурных подразделений. При разработке таких норм наниматели могут руководствоваться:

  •  п. 10 Общих положений ЕКСД;
  •  Рекомендациями по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 %, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25;
  •  Методическими рекомендациями по установлению норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2004 № 163.

Государственные организации, как правило, должны использовать законодательно установленные минимальные нормы управляемости.

 

[1] Выпуск 2 Единого квалификационного справочника должностей служащих  «Должности служащих для всех видов производств», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.06.2005 № 75 (в ред. от 28.11.2013).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (185), ноябрь 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.