№ 2, февраль 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Планирование производства: как спрогнозировать показатели производственного процесса

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

С.В. Манина, ведущий экономист

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Каждое производственное предприятие должно знать перспективу развития производства и свое положение на потребительском рынке. Связь между выпуском продукции и потребностями рынка устанавливается посредством планирования.

План производства — это задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества, установленное в натуральных и стоимостных показателях на конкретный период (год, квартал, месяц).

Планирование производства — это систематическая деятельность, которая позволяет спрогнозировать цели и этапы производственного процесса при таких изменениях, как расширение товарного ассортимента, внедрение нового продукта или услуги, применение новой техники, устранение слабых мест в существующей рабочей системе и т.д.

В зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:

  • перспективное, которое охватывает период продолжительностью более 5 лет и определяет долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие (например, составление бизнес-плана инвестиционного проекта модернизации и перевооружения производственных мощностей);
  • среднесрочное, осуществляемое на период от 1 года до 5 лет для установления конкретных целей предприятия и количественных характеристик производств;
  •  текущее, которое охватывает период продолжительностью до года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное), суточное планирование. В качестве примера текущего плана можно привести бизнес-план развития организации на предстоящий календарный год.

Если долгосрочное и среднесрочное планирование производится далеко не на всех предприятиях, то текущее планирование осуществляется практически везде. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим.

Любой план, в т. ч. производственный, составляется на базе следующих принципов:

1. Принципа непрерывности. Он подразумевает, что процесс планирования осуществляется постоянно в течение всего периода деятельности предприятия.

2.   Принципа необходимости. Это означает обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.

3.  Принципа единства. Планирование на предприятии должно быть системным. Понятие системы подразумевает взаимосвязь ее элементов, наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели. В данном случае предполагается, что единый сводный план предприятия согласуется с отдельными планами его служб и подразделений.

4.  Принципа экономичности. Планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который позволяет получить максимум эффекта. Затраты на составление плана не должны превышать предполагаемых доходов (т. е. оно должно окупаться).

5. Принципа гибкости. Система планирования должна предусматривать возможность корректировки первоначальных планов при изменениях внутреннего или внешнего характера (колебании спроса, росте цен, тарифов).

6.   Принципа точности. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

7.  Принципа участия. Каждое подразделение предприятия становится участником процесса планирования независимо от выполняемой им функции.

8.  Принципа нацеленности на конечный результат. Все звенья структуры предприятия имеют единую конечную цель, реализация которой является приоритетной.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (176), февраль 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.