№ 4, апрель 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Как создать эффективную организационную структуру предприятия?

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

С.В. Манина, ведущий экономист

При создании нового или реструктуризации существующего предприятия очень важно правильно выбрать его организационную структуру, которая представляет собой особый элемент работы предприятия, определяющий его устройство, протекание производственных и административных процессов.

Термины и определения
Организационная структура предприятия — это структурная схема, которая является основой для взаимодействия подразделений и работников и распределения между ними различных функций.  

 

На практике также используется термин «организационная структура управления» (далее — ОСУ).

При продуманно построенной ОСУ:

  • определен четкий порядок принятия решений и взаимодействия подразделений и отдельных работников;
  • все рабочие процессы и их участники имеют связь;
  • структурные единицы сгруппированы по определенным характеристикам;
  • отсутствует дублирование функциональных обязанностей;
  • все полномочия и обязанности распределены между работниками, имеющими соответствующие профессиональные знания, навыки и опыт.

В процессе разработки ОСУ необходимо учитывать следующие факторы:

  • организационно-правовую форму предприятия (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. д.);
  • виды его деятельности;
  • виды предлагаемых товаров (работ, услуг);
  • масштаб предприятия и объем выпускаемой продукции;
  • используемые стратегии и технологии;
  • способы реализации товаров и услуг;
  • размеры капитала и прочих ресурсов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4 (214), апрель 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.