№ 1, январь 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Как проанализировать итоги деятельности предприятия за отчетный период?

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

С.В. Манина, ведущий экономист

Начало каждого календарного года связано с подведением итогов производственной деятельности за прошедший год, т. к. от них зависят рентабельность выпуска продукции и конкурентоспособность организации на рынках сбыта.

Важную роль в подведении итогов играет анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

На основе его результатов принимаются решения об увеличении объемов производства продукции, изменении ассортимента, реализуются меры по повышению прибыли предприятия, составляются прогнозы развития.

Выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов расчета зависит от отраслевых особенностей производства.

Анализ производственной деятельности предприятия включает четыре этапа:

  • анализ выпуска продукции и объемов производства;
  • анализ объемов реализации произведенной продукции;
  • анализ себестоимости произведенной продукции;
  • анализ финансовых показателей деятельности предприятия.

Данные этапы взаимосвязаны и в совокупности позволяют определить, какой является динамика производственной деятельности предприятия: положительной или отрицательной. В ходе анализа можно выявить резервы снижения производственной себестоимости продукции, оценить эффективность затрат на ее выпуск.

Анализ производственной деятельности предприятия проводится на основе информации, содержащейся в плановых заданиях, оперативных данных об их выполнении, данных бухгалтерской и статистической отчетности (бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о затратах на производство и реализацию продукции по форме 4-ф (затраты), отчете о производстве промышленной продукции по форме 12-п , 1-п (натура), отчете о видах экономической деятельности по форме 4-у), текущего бухгалтерского и управленческого учета.

Анализ производственной деятельности предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции, объемов производства и реализации. Эти этапы анализа являются наиболее значимыми. На них анализируются:

1) ассортимент продукции;

2) структура ее выпуска;

3) технический уровень и качество продукции;

4) ритмичность производства;

5) выполнение договорных обязательств и реализация продукции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМОВ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных (штуки, метры, тонны и др.), условно-натуральных (тысячи условных кирпичей и др.) и стоимостных единицах измерения.

Основными показателями объемов производства и реализации являются товарная, валовая и реализованная продукция.

Термины и определения
Валовая продукция — это стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция — это валовая продукция за вычетом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция — это стоимость продукции, отгруженной покупателям и оплаченной ими.

 

При расчете темпов роста объема производства продукции в текущем календарном году по отношению к объему производства продукции в предыдущем году стоимостные единицы измерения следует привести в сопоставимый вид. Это необходимо сделать для того, чтобы нейтрализовать влияние инфляционных процессов на конечные стоимостные показатели объемов производства продукции.

При расчете объемов реализации продукции следует учитывать остатки нереализованной продукции и их изменение на начало и конец отчетного периода. Остаток нереализованной продукции к началу периода состоит:

  • из остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках;
  • отгруженных товаров, по которым не наступил срок оплаты;
  • товаров, которые отгружены, но не оплачены в срок покупателями;
  • товаров на ответственном хранении у покупателей.

Далее порядок проведения анализа производственной деятельности будет рассматриваться на примере предприятия, которое занимается производством строительных материалов, изделий и конструкций. В качестве анализируемого материала используются данные о результатах его хозяйственной деятельности за 2022 г.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (235), январь 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Получить статью целиком бесплатно