№ 5, май 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Бонусы за объем закупки: как они отражаются в учете у поставщика и покупателя?

Рубрика «Налогообложение»

С.Н. Козырев, кандидат экономических наук, аудитор, DipIFR, налоговый консультант ООО «Аудиторский центр “Эрудит”»

ПОНЯТИЕ БОНУСА ЗА ОБЪЕМ ЗАКУПКИ

В настоящее время широкое распространение получила такая форма стимулирования продаж, как выплата покупателям (заказчикам) бонусов за достижение определенного объема закупок (заказов).

Согласно ст. 476 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара по цене, предусмотренной договором (если иное не предусмотрено законодательством) (п. 1 ст. 455 и п. 1 ст. 456 ГК).

Термины и определения
Бонус — это выплата покупателю денежной суммы либо уменьшение его дебиторской задолженности за выполнение предусмотренных договором условий без изменения стоимости ранее реализованных товаров.

 

Согласно п. 15 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (в ред. от 01.02.2023; далее — Постановление № 713) при поставке потребительских товаров, произведенных в Республике Беларусь, в организации розничной торговли субъектам, осуществляющим розничную торговлю, и поставщикам запрещается установление в договорах, предусматривающих поставку товаров, возмездное оказание услуг, в иных гражданско-правовых договорах условий о предоставлении вознаграждений в связи с приобретением у поставщика товаров определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений, за исключением комиссионного вознаграждения при реализации непродовольственных товаров в порядке, определенном в ч. 4 п. 11 Постановления № 713.

По разъяснениям Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, действие п. 15 Постановления № 713 распространяется только на товары, перечисленные в приложении 1 к Постановлению № 713.

Таким образом, предоставление бонусов за объем закупки в отношении товаров, произведенных не в Республике Беларусь и (или) не указанных в приложении 1 к Постановлению № 713, осуществляется по соглашению между продавцом и покупателем.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (239), май 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.