№ 11, ноябрь 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Особенности формирования розничных цен на алкогольные напитки в объектах общественного питания

Рубрика «Ценообразование»

Г.И. Кевра, кандидат экономических наук, доцент БГТУ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с действующим законодательством алкогольная продукция (крепостью свыше 28 %) включена в Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 (в ред. от 03.06.2016; далее — Указ № 72). Регулирование цен осуществляется в порядке, установленном уполномоченными на это органами в соответствии с законодательными актами. Согласно приложению 1 к Указу № 72 полномочия по регулированию цен на указанную продукцию предоставлены Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Прямое (административное) регулирование цен на производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь алкогольные напитки крепостью свыше 28 % осуществляется этим министерством путем установления:

  • предельных минимальных цен. В настоящее время они содержатся в приложении 1 к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 12.01.2015 № 1 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %» (в ред. от 08.08.2016; далее — Постановление № 1). Предельные минимальные цены не применяются при реализации в 2015 и 2016 гг. алкогольных напитков крепостью свыше 28 % в магазины беспошлинной торговли, а также в этих магазинах;
  • предельной максимальной наценки с учетом наценки общественного питания, торговой надбавки (включая оптовую надбавку) в размере 60 %.

Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (в ред. от 11.07.2014) определение порядка установления и применения цен также является одним из способов их регулирования. В связи с тем, что алкогольные напитки крепостью свыше 28 % относятся к товарам, цены на которые регулируются законодательством, а порядок формирования цен на них при реализации в организациях общественного питания в настоящее время не определен, при его осуществлении следует руководствоваться нормами Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (в ред. от 15.03.2012; далее — Инструкция № 111).

Так, согласно ч. 1 п. 11 Инструкции № 111 розничные цены на товары отечественного и иностранного производства, цены на которые регулируются государством, определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен. При этом подп. 2.1 Постановления № 1 определено, что формирование цен на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % производится с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже установленных предельных минимальных цен, с пересчетом цен пропорционально крепости продукции и емкости потребительской тары.

При разработке порядка формирования цен на алкогольные напитки, в т. ч. крепостью свыше 28 %, реализуемые в организациях общественного питания, также можно воспользоваться рекомендациями, приведенными в Письме Министерства торговли Республики Беларусь от 01.10.2015 № 03-20/923k «О рассмотрении обращений» (далее — Письмо № 03-20/923k). В соответствии с Письмом № 03-20/923k при поступлении алкогольной продукции в организации общественного питания по отпускной цене завода-изготовителя или оптовой организации формирование продажной цены производится путем применения к отпускной цене торговой надбавки (с учетом оптовой), НДС по установленной ставке, наценки. При этом суммарный размер торговой надбавки (с учетом оптовой) и наценки не должен превышать 60 %.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (161), ноябрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.