№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Административная ответственность в сфере таможенного законодательства

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

К.Э. ГОЛОМИДОВ, советник таможенной службы III ранга

Одним из видов ответственности, предусмотренной за совершение правонарушений в сфере таможенного законодательства, является административная ответственность. Такая ответственность наступает за совершение административного правонарушения, т.е. действия либо бездействия, посягающего на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное), за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)).
В настоящее время главой 14-А КоАП «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)» предусмотрена административная ответственность за совершение 47 различных административных правонарушений в сфере таможенного дела — административных таможенных правонарушений.
Вышеуказанные правонарушения касаются различных направлений таможенного законодательства Республики Беларусь. В частности, нарушения установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, порядка помещения их под заявляемые таможенные режимы и использования в таких таможенных режимах, порядка уплаты таможенных платежей и др. 
При этом основной отличительной особенностью мер административной ответственности является то, что они применяются не к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности, а к должностным лицам таких индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В связи с этим законодательством Республики Беларусь предусматривается дифференциация размеров административных санкций для физических и должностных лиц. В частности, для физических лиц размер административных санкций значительно ниже (в два и более раз), чем для должностных лиц. В отношении индивидуальных предпринимателей совершение ими административных таможенных правонарушений применяются санкции, установленные для должностных лиц.
Кроме того, административная ответственность наступает только в случае наличия вины лица, совершившего то или иное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена КоАП. Виновность выражает внутреннее отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла либо неосторожности. В свою очередь, в соответствии со ст. 10 КоАП административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Согласно ст. 11 КоАП административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
За совершение административных таможенных правонарушений законодательством Республики Беларусь установлено применение следующих видов административных взысканий: штраф; конфискация товаров и транспортных средств, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственным объектом административного правонарушения; административный арест; исправительные работы.
Применение штрафа в качестве административного взыскания предусмотрено при совершении всех административных таможенных правонарушений. В отличие от штрафов, применяемых за совершение экономических правонарушений, которые, как правило, применяются в процентах от неуплаченной суммы таможенного платежа, стоимости товаров, административные штрафы установлены в базовых величинах. При этом фиксированный размер того или иного штрафа не предусмотрен, а установлены нижний и верхний предел его размеров. Так, размер штрафа за совершение того или иного административного таможенного правонарушения дифференцирован в зависимости от особенностей правонарушения и может составлять от 10 до 500 базовых величин. 
Наибольшие размеры штрафа предусмотрены за совершение таких административных таможенных правонарушений, как:
-                 несоблюдение порядка применения мер экономической политики и  других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 1935 КоАП); 
-                 перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь помимо таможенного контроля (ст. 1936 КоАП); 
-                 нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены  льготы по таможенным платежам (ст. 19341 КоАП); 
-                 действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение (ст. 19342 КоАП); 
-                 действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований (ст. 19343 КоАП); 

нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 19344 КоАП).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (38), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.