№ 9, сентябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Рекомендации по организации работы магазинов-складов

Рубрика «Юридическая консультация»

О.В. СКУРКО, консультант управления организации торговли и услуг Министерства торговли Республики Беларусь

В последнее время в республике среди субъектов торговли и особенно индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, становится популярной закупка товаров в магазинах-складах, т.к. магазин-склад имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным оптовой торговлей.

Так что же представляет собой магазин-склад и как организовать его работу?

Деятельность магазинов-складов регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 августа 2000 г. № 1346/46 «Об организации работы магазинов-складов» и Правилами работы магазинов-складов, утвержденными постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 29 сентября 2000 г. № 17.

Под магазином-складом понимается торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой, в т.ч. за наличный расчет (подп. 3.2.30 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения»). Физические лица через магазин-склад не обслуживаются. Во многих странах мира магазины подобного типа называются «cash and carry».

Магазин-склад может создаваться как самостоятельное юридическое лицо, дочернее предприятие или структурное подразделение юридического лица (производителя, оптовика, импортера и др.). Открывать магазин-склад могут также индивидуальные предприниматели.

При включении в ассортимент магазина-склада товаров, реализация которых возможна только при наличии лицензии (алкогольные напитки, табачные изделия и др.), необходимо иметь соответствующие лицензии.

Место расположения магазина-склада и режим его работы необходимо согласовать с местными исполнительными и распорядительными органами.

Если предполагается осуществлять продажу подакцизных товаров, их ассортимент должен быть согласован с Министерством торговли.

Магазин-склад может быть специализированным, комплексного ассортимента, универсальным и смешанным. Товарная специализация магазина-склада, а также ассортимент реализуемых им товаров определяются его собственником с учетом особенностей рынка сбыта и потребностей клиентов, зоны деятельности и расположения конкурирующих магазинов-складов, площади помещений и других факторов. Ассортимент продовольственных товаров согласуется с органами государственного санитарного надзора.

Не рекомендуется включать в ассортимент сложные бытовые изделия, если нет возможности опробовать их в действии, а также крупногабаритные и длинномерные товары, для хранения которых нужны значительные площади и специальные средства для их вывоза из торгового помещения.

Хранение товаров и их размещение должно осуществляться с соблюдением принципа товарного соседства, санитарных правил, норм складирования и требований пожарной безопасности.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь при эксплуатации предприятий торговли, общественного питания, баз и складов. ППБ 2.15.-2002 утвержденными приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 28 января 2003 г. № 11, расстояние между полками стеллажей должно быть не менее 1 м, от стен до стеллажей — не менее 0,8 м, между стеллажами — не менее ширины входных дверей.

Для максимального удобства расстояние между стеллажами должно быть такое, чтобы покупатели могли проходить с двумя тележками одновременно. Стеллажи должны располагаться так, чтобы покупатели могли ходить вокруг них. При установке высоких стеллажей должно обеспечиваться освещение проходов. Полки должны быть расположены таким образом, чтобы покупателю с первой полки было удобно взять товар.

Стеллажи для размещения товаров необходимо нумеровать. На каждое наименование выставленного товара должен быть установлен ценник с указанием минимальной нормы отпуска (как правило, не менее одной упаковки), отпускной (оптовой) цены за единицу товара и упаковку. Пополнение стеллажей и полок товаром желательно проводить в спокойное время, в период минимального количества покупателей. Товары должны, как правило, размещаться на одном и том же месте.

Покупатели должны обслуживаться в магазинах-складах только по предъявлению пропуска (разового или постоянного). Пропуска выдаются магазином-складом на основании доверенности юридического лица, его обособленного подразделения либо свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя.

Магазин-склад работает, как правило, по методу самообслуживания. Для отбора товаров магазин-склад предоставляет покупателям тележки, корзинки, пакеты или иную тару.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (39), сентябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.