№ 7, июль 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Закупки: оценка и выбор поставщика

Рубрика «Менеджмент»

Ю.С. ТИШКОВ, заместитель начальника управления системы менеджмента качества ПРУП «Минский завод колесных тягачей»

Продолжая разговор о реализации процессного подхода в рамках системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям ИСО 9001, на примере ПРУП «Минский завод колесных тягачей»[1], остановимся на описании этапа оценки и выбора поставщиков уже рассмотренного нами бизнес-процесса СМК CIV «Закупки» (далее — процесс).

Важность установления взаимовыгодных отношений с поставщиками очевидна: организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В то же время управление закупками в практике отечественных изготовителей существенно отличается от одного из принципов менеджмента качества Вильямса Эдварда Деминга2:

«Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене. Покончите с практикой оценки и выбора ваших поставщиков только на основе цены на их продукцию. Вместо этого, наряду с ценой, требуйте серьезных подтверждений ее качества. Уменьшите число поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех из них, кто не смог статистически подтвердить его качество. Стремитесь к тому, чтобы получать все поставки данного компонента только от одного производителя на основе установления долговременных отношений взаимной лояльности и доверия. Целью в этом случае является минимизация общих, а не только первоначальных затрат. У отделов комплектации и снабжения в результате появятся новые обязанности, которые они должны хорошенько изучить».

Проекция. Характер закупок: поставщики — через многочисленных посредников, цена закупаемой продукции — основной критерий при выборе поставщика. Практически полное отсутствие возможности воздействия на поставщиков-монополистов, например поставщиков поковок, отливок, отдельных комплектующих и энергоресурсов. Введение в контракты полноценных требований к качеству продукции — крайне редкое явление. Систематическая работа с поставщиками через процедуру оценки и выбора поставщика и реестр приемлемых поставщиков только начинается. Требование к поставщикам о подтверждении качества своей продукции путем внедрения и сертификации систем менеджмента качества выдвигается робко и нерешительно[2].

А вот как пишет об этом директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета (Россия) Д.В. Маслов:

«Суть утверждений Деминга: Установить и развивать долгосрочные дружеские отношения с поставщиками. Сделать поставщиков партнерами.

Российская действительность: Что поставят, то и надо брать. Отсутствует практика проведения тендеров. Работа с поставщиками в плане повышения качества их продукции ведется стихийно»[3].

Не правда ли, отношения с поставщиками — болезненное место в менеджменте многих изготовителей на постсоветском пространстве? Рассмотрим, как пытаются победить эту «болезнь» на УП «МЗКТ».

Целью проведения оценки и выбора поставщиков продукции, используемой при производстве продукции предприятия, является обеспечение уверенности в том, что они способны удовлетворить требования заключенных контрактов (договоров) на поставку закупаемой продукции.

Можно выделить пять видов закупаемой продукции:

  • технические средства (двигатель, трансмиссия, стекла, шины);
  • перерабатываемые материалы (металл, поковки, отливки, топливо, масла);
  • программные средства (программное управление двигателем, программное обеспечение информационных технологий);
  • нормативная документация (инструкции по эксплуатации технических средств, технические условия на закупаемую продукцию);
  • услуги (проведение испытаний, поверка средств измерений, разъяснения продавца по правилам эксплуатации, гарантийное обслуживание).

Процедура оценки и выбора поставщика начинается с определения потребности в закупаемой продукции и заканчивается заключением контракта (договора) на поставку.

Для подтверждения технико-экономических возможностей поставщика предприятие может применять  способы выбора поставщиков, указанные в таблице.

Таблица

Способы выбора поставщиков УП «МЗКТ»

Способ выбора поставщика

Система доказательств

Оценка СМК поставщика на соответствие стандартам на СМК соответствующим аккредитованным органом

Сертификат на СМК поставщика.

Протокол оценки поставщика

Оценка СМК поставщика на соответствие стандартам на СМК аудиторами предприятия

Отчет об аудите СМК поставщика второй стороной — аудиторами предприятия-потребителя.

Протокол оценки поставщика

Анализ предыдущих взаимоотношений с постоянным поставщиком-партнером при закупках аналогичной продукции

Протокол оценки поставщика.

Результаты входного контроля

Изучение и анализ потенциального поставщика на основе оценки образцов продукции, опубликованного опыта других заказчиков, результатов испытаний аналогичной продукции и т.д.

Анкетирование поставщика.

Протоколы испытаний образцов продукции.

Протокол оценки поставщика

При положительных результатах оценки способностей и возможностей поставщика он вносится в Реестр поставщиков УП «МЗКТ» (см. приложение 1).


[1] См. Гейзлер П.С., Тишков Ю.С. Процессный подход к менеджменту качества: опыт внедрения // Планово-экономический отдел. 2007. № 2. С. 22.

[2] См. Гейзлер П.С., Тишков Ю.С. Проекция принципов менеджмента качества на практику промышленного предприятия Республики Беларусь // Планово-экономический отдел. 2006. № 10. с. 19.

[3] Маслов Д.В. АнтиУправление бизнесом. М.: ДМК-пресс, 2007. С. 155.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (49), июль 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.