Продолжая разговор о реализации процессного подхода в рамках системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям ИСО 9001, на примере ПРУП «Минский завод колесных тягачей»[1], остановимся на описании этапа оценки и выбора поставщиков уже рассмотренного нами бизнес-процесса СМК CIV «Закупки» (далее — процесс).
Важность установления взаимовыгодных отношений с поставщиками очевидна: организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В то же время управление закупками в практике отечественных изготовителей существенно отличается от одного из принципов менеджмента качества Вильямса Эдварда Деминга2:
«Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене. Покончите с практикой оценки и выбора ваших поставщиков только на основе цены на их продукцию. Вместо этого, наряду с ценой, требуйте серьезных подтверждений ее качества. Уменьшите число поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех из них, кто не смог статистически подтвердить его качество. Стремитесь к тому, чтобы получать все поставки данного компонента только от одного производителя на основе установления долговременных отношений взаимной лояльности и доверия. Целью в этом случае является минимизация общих, а не только первоначальных затрат. У отделов комплектации и снабжения в результате появятся новые обязанности, которые они должны хорошенько изучить».
Проекция. Характер закупок: поставщики — через многочисленных посредников, цена закупаемой продукции — основной критерий при выборе поставщика. Практически полное отсутствие возможности воздействия на поставщиков-монополистов, например поставщиков поковок, отливок, отдельных комплектующих и энергоресурсов. Введение в контракты полноценных требований к качеству продукции — крайне редкое явление. Систематическая работа с поставщиками через процедуру оценки и выбора поставщика и реестр приемлемых поставщиков только начинается. Требование к поставщикам о подтверждении качества своей продукции путем внедрения и сертификации систем менеджмента качества выдвигается робко и нерешительно[2].
А вот как пишет об этом директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета (Россия) Д.В. Маслов:
«Суть утверждений Деминга: Установить и развивать долгосрочные дружеские отношения с поставщиками. Сделать поставщиков партнерами.
Российская действительность: Что поставят, то и надо брать. Отсутствует практика проведения тендеров. Работа с поставщиками в плане повышения качества их продукции ведется стихийно»[3].
Не правда ли, отношения с поставщиками — болезненное место в менеджменте многих изготовителей на постсоветском пространстве? Рассмотрим, как пытаются победить эту «болезнь» на УП «МЗКТ».
Целью проведения оценки и выбора поставщиков продукции, используемой при производстве продукции предприятия, является обеспечение уверенности в том, что они способны удовлетворить требования заключенных контрактов (договоров) на поставку закупаемой продукции.
Можно выделить пять видов закупаемой продукции:
- технические средства (двигатель, трансмиссия, стекла, шины);
- перерабатываемые материалы (металл, поковки, отливки, топливо, масла);
- программные средства (программное управление двигателем, программное обеспечение информационных технологий);
- нормативная документация (инструкции по эксплуатации технических средств, технические условия на закупаемую продукцию);
- услуги (проведение испытаний, поверка средств измерений, разъяснения продавца по правилам эксплуатации, гарантийное обслуживание).
Процедура оценки и выбора поставщика начинается с определения потребности в закупаемой продукции и заканчивается заключением контракта (договора) на поставку.
Для подтверждения технико-экономических возможностей поставщика предприятие может применять способы выбора поставщиков, указанные в таблице.
Таблица
Способы выбора поставщиков УП «МЗКТ»
Способ выбора поставщика
|
Система доказательств
|
Оценка СМК поставщика на соответствие стандартам на СМК соответствующим аккредитованным органом
|
Сертификат на СМК поставщика.
Протокол оценки поставщика
|
Оценка СМК поставщика на соответствие стандартам на СМК аудиторами предприятия
|
Отчет об аудите СМК поставщика второй стороной — аудиторами предприятия-потребителя.
Протокол оценки поставщика
|
Анализ предыдущих взаимоотношений с постоянным поставщиком-партнером при закупках аналогичной продукции
|
Протокол оценки поставщика.
Результаты входного контроля
|
Изучение и анализ потенциального поставщика на основе оценки образцов продукции, опубликованного опыта других заказчиков, результатов испытаний аналогичной продукции и т.д.
|
Анкетирование поставщика.
Протоколы испытаний образцов продукции.
Протокол оценки поставщика
|
При положительных результатах оценки способностей и возможностей поставщика он вносится в Реестр поставщиков УП «МЗКТ» (см. приложение 1).
[1] См. Гейзлер П.С., Тишков Ю.С. Процессный подход к менеджменту качества: опыт внедрения // Планово-экономический отдел. 2007. № 2. С. 22.
[2] См. Гейзлер П.С., Тишков Ю.С. Проекция принципов менеджмента качества на практику промышленного предприятия Республики Беларусь // Планово-экономический отдел. 2006. № 10. с. 19.
[3] Маслов Д.В. АнтиУправление бизнесом. М.: ДМК-пресс, 2007. С. 155.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (49), июль 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.